Дьявол победил
a_i_z — 14.05.2023Интересно, Чехов в "Чайке" обрывает пьесу, которую поставил Треплев ("Люди, львы, орлы и куропатки,
рогатые олени, гуси, пауки.. все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...)
на приближении дьявола - отца вечной материи, противника "мировой души".
А Нина Заречная в пьесе Треплева как раз читает монолог этой "мировой души".
"Вот приближается мой могучий противник, дьявол.
Я вижу его страшные, багровые глаза..."
Было время, когда жалела, что Чехов оборвал и не продолжил монолог,
всё же интересно, о чём бы при встрече поговорили (по-чеховски) мировая душа и дьявол.
В этой декадентской пьесе, как определила её Аркадина.
Любопытно, Чехов начал писать "Чайку" в конце 1895 года.
Ему 35 лет, он уже признанный литератор, его читают, переиздают, ждут новых произведений.
А весной того же 1895 года 21-летний Валерий Брюсов написал своё знаменитое однострочное стихотворение
без единого знака препинания О закрой свои бледные ноги
И напечатал его в сборнике "Русские символисты".
После выхода сборника Владимир Соловьёв (1853-1900) философ, публицист, критик и поэт оттянулся по полной,
написав статью про бессмысленность символистских сочинений про "фиолетовые руки на лазоревой стене",
про "Наши души - цветок у тебя в бутоньерке" и прочие "лаяла в сердце собака секретного желания".
И даже сам написал свои пародийные стихи про "шершаво-декадентные вирши", от которых уши вянут.
" .. Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий
Гиацинтовый Пегас.
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши в вянущих ушах".
Чехов наверняка читал все эти декадентские разборки,
так что его "пьеса в пьесе", с одной стороны, кивок в сторону декадентов,
а с другой стороны – классная завязка всего дальнейшего действия.
Треплев остановил свою пьесу на приближающемся дьяволе.
Но в результате всего дальнейшего действия дьявол (зло) своё дело сделал.
Треплев несчастен и стреляется.
Нина несчастна и, скорее всего, сгинет в провинциальной пошлости провинциальных театров.
Маша несчастна и после смерти Треплева, которого любит, очень скоро сопьётся.
Медведенко, как был несчастлив (Маша его не любила никогда),
так и останется горе мыкать с ребёнком и своим полунищим семейством.
Аркадина ещё какое-то время потерпит измены Тригорина, потом – одиночество.
Сорин в конце пьесы умирает
(хоть прямо и не сказано, но Аркадину вызвали в имение брата из-за его ухудшающегося состояния).
Имение пойдёт с молотка (см. последнюю его пьесу "Вишнёвый сад")...
Декадентам такое и не снилось с их "лазоревой луной" и "бледными ногами"...
|
</> |