Дядя Стёпа Светофор
westernbourg — 08.10.2019"то не знает дядю Стёпу? Дядю стёпу знают все!"
Всё мы с детства помним эти незамысловатые слова, написанные автором трёх государственных гимнов нашей страны. Дядя Стёпа, добрый мильцанер громадного роста, друг малышни и враг всех тех, кто порой кое-где в нашей стране не хотел честно жить; все мы выросли на этих доходчивых стихах и снятым по ним одноимённым мультфильмам. У меня до сих пор с детских лет хранится долгоиграющая виниловая пластинка с трилогией о Дяде Стёпе, которую лично читает ребятам (их смех периодически слышен на записи) Михалков-старший.
Первая часть "Дяди Стёпы" была написана ещё в тридцатые годы. Там Дядя Стёпа ещё и не помышлял служить ни в милиции, ни в НКВД, а был просто "гражданином большого роста", время от времени делавшим добрые дела.
Потом Дядя Стёпа был успешно оставлен в покое, и вспомнили о нём только лет через двадцать - уже в пятидесятые годы. К тому времени советская милиция в глазах сограждан окончательно утратила авторитет по причине поголовного пьянства, безнаказанного хамства, поборов и низкого культурного уровня, вследствие чего срочно нужен был новый положительный имидж. Тогда и вспомнили о добром дяде Стёпе, а поэт Михалков быстро и успешно выполнил идеологический заказ. Вторая часть называлась "Дядя Стёпа - милиционер"; из всех частей про дядю Стёпу она оказалась самая успешная и самая известная. Там дядя Стёпа, успешно отвоевавший с немцами на линкоре "Марат" (где был даже слегка ранен, прорывая ленинградскую блокаду) и демобилизовавшийся решил продолжить службу в Московской Краснознамённой милиции. Там он, понятное дело, спас ещё больше потерявшихся детей и перевёл через улицу ещё больше старушек, походя надавав по грязным лапам всем хулиганам, бандитам и тунеядцам.
Таким образом лицо советского милиционера в глазах окружающих было спасено, а дядя Стёпа с тех пор у читателей ассоциируется исключительно с милицейскими погонами на плечах. Чуть позже, чтобы указать правильный путь развития новому поколению советских детей, была написана третья часть (1968). Она называлась "Дядя Стёпа и Егор". Из третьей части мы узнали, что у дяди Стёпы и его жены Маруси (да-да, той самой!) родился мальчик-богатырь Егор, который сразу весил 8 килограммов и стал расти не по дням, а по часам, вдохновляя ребят своим примером - ел "растишку", обладал невероятной физической силой, стал олимпийским чемпионом по тяжёлой атлетике, а потом и вовсе - космонавтом. В конце повествования он уже готовился к полёту на Марс. И даже родил дочку, имя которой так и осталось неизвестным.
Уже в поздний Застой, в 1981 году, была написана четвёртая часть о дяде Стёпе, она называлась "Дядя Стёпа - ветеран". Читать мне её не довелось, а на вышеупомянутой грампластинке у меня было только три части, потому как она была подарена мне ещё в семидесятые годы. Поэтому о последней части про дядю Стёпу я не могу ничего поведать. Думаю, что она написана в том же оптимистичном стиле.
Относительно недавно я узнал, что была ещё одна часть про дяду Стёпу (так что это - пенталогия!) Она была написана в 1940 году и называлась «Дядя Стёпа в Красной Армии». Там дядя Стёпа освобождает Польшу от гнёта польских панов, а в бой идёт, размахивая пограничным столбом. Поэма была издана всего один раз в газете «Молодой колхозник» и после этого к ней больше не возвращались по политическим соображениям.
Но народ помнит и любит дядю Стёпу. Не так давно, проезжая по Слесарному переулку в Мещанской слободе, обнаружил я памятник постовому Степану Степанову. Памятник стоит у здания Управления ГИБДД Московской области. Дядя Стёпа здесь изображён в забавный момент из "милицейской" части, когда он вскрывает светофор, чтобы извлечь из него и наказать хулигана-воробья. Все мы помним этот знаменитый фрагмент.
В общем, очень забавный памятник. Под впечатлением увиденного я, по возвращении к себе в герцогство, тоже распорядился установить во дворе небольшой личный светофорчик.
Ну и, конечно, чтобы я был ещё выше.
|
</> |