ДВУМЯ РУКАМИ

топ 100 блогов cambria_191906.09.2024 загл.jpg





Чужие грехи заметнее собственных.


Цирюльник Мариинского театра брил выдающегося певца Петрова.
Не в первый раз брил - и таки порезал клиенту щёку.

Руки мастера бритвы заметно подрагивали.

- Это всё от пьянства! - возмутился Петров, имея в виду цирюльника, которого давно и хорошо знал.

- Ваша правда. От пьянства, известно, кожа грубеет и портится, - отвечал цирюльник, имея в виду певца, которого давно и хорошо знал.

Историю рассказывал сам О.А.Петров (1806-1878 г.г.).


Это первый великий русский бас.
Хотя судьба его поначалу не предвещала такой удачи.

Петров был "породы греческой".
То есть грек из Елисаветграда.
Сын рыночной  торговки, а позже помощник дяди, который держал винный подвальчик.


В таком вот подвальчике на побегушках и вырос будущий великий певец:


погребок.jpg





Феноменальный голос и абсолютная музыкальность  -  зачем всё это кабатчику?

Дядя тоже так считал.
Сам он музыки терпеть не мог, ходить в театр запрещал, отпускал племянника петь только в церковь, а за прочие музыкальные моменты лупил нещадно.


Тем не менее Осип не только пел, но и тайком выучился отменно играть на кларнете.
А ещё на гитаре, которая тогда переживала бум популярности:


гитарист.jpg





Неудивительно, что когда дядя уехал по делам и оставил на хозяйстве племянника, тот пригрел во вверенном ему кабачке бродячую актёрскую труппу и щедро её угощал.
В кредит.
Который погашать, разумеется, никто не собирался.


Дядя вернулся и незадачливого племянника прогнал.

Тогда Осип прибился к другой труппе и начал колесить с ней по городам и весям.
Оказалось, что на сцене этот весёлый грек как рыба в воде.


Привал странствующей труппы на картине Леонида Соломаткина:


труппа.jpg





Такие труппы обычно тешили публику нехитрыми "музычно-драматычными" пьесками с куплетами.
Так что Осип Петров со своим голосом и природным актёрским куражом сразу заблистал:



ДВУМЯ РУКАМИ EouvOk51gMM.jpg





В те времена консерваторий не было.
Откуда же в императорских театрах брались классные певцы?


Инспекторы театров отыскивали уже готовые таланты повсюду, разъезжая по России.
Один из инспекторов в такой поездке и услышал пение Осипа Петрова.

Бас вообще голос очень редкий.
А бас Петрова был на удивление силён и красив.


Инспектор тут же отправил Петрова в Петербург - и через два месяца тот уже пел Зороастро в "Волшебной флейте" Моцарта.

Это очень эффектная роль – Зороастро не кто иной, как Заратустра, великий маг.
Тут он выезжает на упряжке львов:



зара.jpg




Петров поразил публику не только мощным голосом, но и живой игрой.
Удивил тем, что "даже  в жестах действовал двумя руками".
Ведь актёры классической школы держались заученных поз и орудовали в основном правой рукой:



актёр.jpg





Итак, новичок справился даже с Моцартом.
Самородок!
Хотя учиться старался всюду, где мог.


Потом пел Петров на императорской сцене ещё целых 50 лет – 131 роль освоил.
Вот он в расцвете карьеры:


певец осип петров.jpg






И тут же, в театре нашёл Петров своё счастье.

Анна Воробьёва тоже была настоящим самородком - и очаровательной женщиной:


петрова.jpg





У неё тоже был очень сильный, красивый и редкий голос.
Самый редкий из женских.

Если самый низкий мужской голос это бас, то самый низкий женский – контральто.

Именно такой был у Анны Воробьёвой.
Причём редкой бархатной глубины и звучности.


Но пела она чаще… мужские партии.
Таковы уж были каноны старинной оперы – у героини должно быть высокое сопрано.
А вот лирические мужские партии некогда поручались кастратам.

Таким, как знаменитый Фаринелли:


кастрат.jpg




Но в XIX веке кастратов уже не было.
Потому юношей в операх пели дамы-контральто.


Анна Воробьёва, например, просто блистала в роли Ромео в опере Беллини "Капулетти и Монтекки", особенно в дуэте со знаменитой гастролёршей Джудиттой Пастой, которая пела Джульетту.


ромео.jpg






Женские партии специально для контральто тоже писали.
Но были они глубоко второго плана, часто возрастные или отрицательные.
Как говорят современные контральто, они поют "ведьм, сук и бриджи".

"Бриджи" – это как раз те самые юноши в полудлинных штанишках.

Актриса надевает перед спектаклем кюлоты/бриджи:


бриджи.jpg






Но пела Анна Воробьёва бесподобно.
Карл Брюллов был её большим поклонником и написал её портрет.


Вот эта чисто брюлловская красавица на сцене изображала ведьм и парней:


ДВУМЯ РУКАМИ Karl_Brullov_43.jpg






А вот русских опер ещё не было.
Ни с бриджами, ни без.


Первая отечественная опера ещё только готовилась.
"Жизнь за царя", известная нам как "Иван Сусанин".
Русская опера №1!


И писал свою оперу Глинка с расчётом на звёзд  императорского театра – Осипа Петрова и Анну Воробьёву.

В роли Сусанина Глинка никого, кроме Петрова, и представить не мог.
И верно, на сцене это был самый настоящий русский крестьянин:



ДВУМЯ РУКАМИ Osip_Petrov_and_Yulia_Platonova.jpg




Великий в своей жертвенности и трагическом одиночестве перед лицом смерти:


ДВУМЯ РУКАМИ Osip_petrov_susanin.jpg




Хотя и с греческим профилем:


ДВУМЯ РУКАМИ Levitin_petrov.JPG




Петров был единственным Сусаниным  русской сцены многие годы.
Он спел в этой опере 293 раза.
Никакого иного Сусанина публика видеть просто не желала.
Когда всё-таки 30 лет спустя в спектакль был введён другой певец, пресса под давлением зрителей возмущённо обрушилась на дирекцию.

А вот для Анны Воробьёвой Глинка сочинил в той же опере традиционные "бриджи" - трогательную партию мальчика-сироты  Вани, приёмыша Сусанина. 
Эта роль певице очень удалась:



вання.jpg





А вот Ваня уже ХХ века – знаменитое меццо-сопрано (этот голос чуть повыше контральто), звезда советского Большого театра Тамара Синявская:


ваня.jpg





Вскоре после премьеры "Жизни за царя" Петров и Воробьёва поженились, и это был очень удачный  брак.

А Глинка работал над новой оперой.
Русской оперой №2.


Партию Руслана в "Руслане и Людмиле" он тоже писал для своего любимого артиста Осипа Петрова.
Потому у него главный герой-любовник оперы неожиданно и вопреки оперной традиции - не тенор.
И даже не баритон.
Бас.

Богатырь!

Как у Пушкина:


руслан.jpg





Петров безмерно восхищался Глинкой.
Руслана пел.

Но ему – артисту темпераментному и склонному играть яркие и противоречивые характеры -  куда больше нравился совсем другой герой оперы.
Тоже бас и тоже богатырь..
Это хвастливый, но трусоватый Фарлаф.

Потому скоро Осип Петров стал Фарлафом
А уже Фарлаф с лёгкой руки Петрова стал популярнейшим персонажем оперы, одно появление которого на сцене зрители встречали овацией.
:


фффф.jpg






Вкусы Петрова разделял позже другой великий русский бас – Фёдор Шаляпин.
Он тоже предпочитал Руслану Фарлафа.


Портрет работы А.Головина – Шаляпин в гриме Фарлафа:


фарлаф.jpg




А тут Шаляпин-Фарлаф в рост – с ватными толщинками на животе и толстым носом из гумоза:


Chaliapin_F._(Шаляпин_Ф._И.)_1901_as_Farlaf_in_Ruslan_and_Lyudmila.jpg




А что же приготовил Глинка в новой опере для Анны Воробьёвой-Петровой?
Естественно, очередного юношу.


Это "младой хазарский хан Ратмир" - юный, изнеженный, томный восточный красавец.
Партия писалась с учётом редкого голоса и внешности Петровой.

Вообще же младые хазарские ханы Ратмиры в театре XIX века бывали весьма корпулентны (это А. Красикова, 1870-е):


ДВУМЯ РУКАМИ Krutikova.jpg





Современные Ратмиры выглядят несколько иначе.
Злата Булычёва, Мариинский театр:



ратмирр.jpg




Увы, через два сезона после премьеры "Руслана и Людмилы" Анна Петрова ушла из театра – таки сорвала свой удивительный голос на труднейшей мужской партии.


Зато в русской опере №3 – "Русалке" Александра Даргомыжского – вновь блеснул Осип Петров.
Его Мельник стал главной удачей спектакля.
И сделал оперу очень популярной:



русалка.jpg





Для  Осипа Петрова – уже годы спустя - Мусоргский  написал партию Варлаама в "Борисе Годунове".

Так выглядел Петров в поздние годы - далеко не Руслан уже, конечно.
Но вполне Варлаам:



Портрет оперного артиста О.А.Петрова. 1871.jpg






Петров был блистателен и очень живописен  в этой роли.
Снова всё по Пушкину: "лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое":


ДВУМЯ РУКАМИ Kondratyev_and_Petrov.jpg




Странствующий монах – могучий, бесшабашный, упрямый.
Варлаама в исполении Петрова называли русским Фальстафом:



варлам.jpg





И, конечно, Варлаам весёлый бражник.

Как говорили в старину, "от водки бас крепчает, а баритон разогревается".
Так что и певец Петров абсолютным трезвенником не был.

Но не злоупотреблял: пел он часто по 24 спектакля в месяц, чего пьянице не никак осилить.

А вот насчёт безвестного цирюльника  - остаётся поверить байке.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На турецкой лире Ататюрк улыбается тебе, если ты богатый и даже не смотрит на тебя, если ты ...
Все уже давно поняли, насколько удобны и выгодны покупки вещей и услуг посредством Интернета. Ходить никуда не нужно, сиди себе дома и нажимай кнопки на клавиатуре - красота! Одно условие: нужно быть обладателем кредитной карточки. Но есть ...
...
Из новостей: помощник главы Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан во время выступления в Экономическом клубе Вашингтона 14 апреля заявил, что Америка не собирается возвращать российским бизнесменам активы, которые были арестованы в США из-за санкций. «Наша цель не ...
Напишу пару слов о так называемой категории граждан, как очевидцы. В нынешнее время, информация от официальных источников, далеко не всегда бывает вовремя, да и доверять ей, мягко говоря, не стоит. Потому люди пытаются найти альтернативные источники информации. ( Я сейчас не о ...