Дворянобесие

топ 100 блогов pyhalov13.01.2018 Из старой статьи Андрея Ланькова. Любителям с придыханием пересказывать «семейные предания» на заметку:

Дети, рассевшись в кружок вокруг бабушки и дедушки, внимательно слушают их объяснению о том, кто из их предков в XV веке был премьер-министром, а кто парой столетий позже занимал пост сеульского градоправителя, кто командовал эскадрами в боях с японскими пиратами, а кто пал жертвой клеветы завистника-вельможи и сложил голову на плахе. Казалось бы, вполне идиллическая картина семейно-патриотического воспитания...

И вот тут-то и возникает первый недоуменный вопрос: а почему, собственно, в родословных книгах всех корейских семей их предками по прямой мужской линии вдруг оказываются исключительно министры, генералы, писатели и прочие знаменитости? Куда подевались правнуки вольных землепашцев, которые в начале XIX века составляли более половины населения страны? Что такое случилось с прямыми потомками еще одной четверти населения – с крепостными? Куда и почему без следа исчезли прямые потомки ремесленников, писцов, рядовых солдат и матросов?


Тут надо сделать небольшое отступление и заметить, что в традиционной Корее существовала сословная структура, которая весьма напоминала сословную структуру средневековой Европы. Сословия носили замкнутый характер, переход в более высокое сословие был крайне затруднён. В первом приближении сословная структура Кореи состояла из трёх сословий (на практике существовал ряд других групп, о которых мы здесь говорить особо не будем, так как эти группы были немногочисленны). Высшим сословием были янбаны (양반 / 兩班, букв. "две половины", то есть военное и гражданское чиновничество), которые одни только и имели право на занятие военных и гражданских должностей. Большинство населения составляли янмины (양민 / 良民, букв. "добрый люд"). В основном в эту группу входили лично-свободные крестьяне, но к ней также относились ремесленники и торговцы. Наконец, в самой нижней части иерархии находились чхонмины (천민 / 賤民, букв. "подлый люд"), большинство среди которых составляли крепостные.

Однако при разговорах с корейцами всегда сталкиваешься с тем, что они приписывают себе исконно дворянское присхождение - причём дворянское происхождение по прямой мужской линии! Отчасти этот феномен знаком и россиянам. Сейчас, когда гордиться рабочим происхождением стало странно, а считаться потомком дворянина, наоборот, престижно, россияне вдруг обнаружили вокруг себя фантастическое количество представителей дворянских родов. Их сейчас так много, что, как заметила одна ехидная русская журналистка, "создается впечатление, что после 1917 г. те самые кухарки, что пришли управлять государством, вдруг прекратили размножаться, оставив это занятие исключительно князьям и графьям". Нынешнее изобилие дворян и процветание "дворянских собраний" выглядит особенно забавно, если вспомнить, что в 1870 г. потомственные дворяне составляли 0,8% населения России (сомневающихся отсылаю к словарю Брокгауза и Ефрона).

Однако надо признать: до нынешней Кореи в этом отношении России пока далеко. Хотя на дворянское происхождение сейчас и претендует определенно больше, чем 0,8% россиян, но эти "дворяне" составляют в нашей стране все-таки явное меньшинство. В Корее же буквально каждый кореец уверен в том, что он происходит из того или иного дворянского рода.

Я лично за всю жизнь встретил только двоих корейцев, которые сказали, что их предки были крестьянами, а вот число тех, кто именует себя дворянскими отпрысками, среди моих знакомых измеряется десятками. Один из корейских историков как-то заметил, что, по его наблюдениям, из 10 студентов 9 считают, что являются потомками дворян! Замечание ироничное (историк знает, о чем говорит), но верное: я пару раз поговорил со студентами на эту тему – и столкнулся примерно с такой же пропорцией. Впрочем, есть и кое-какая статистика. Например, в 1993 г. на о.Чечжудо учитель истории в средней школе провел опрос 213 учеников. Из них 198 человек считали себя потомками янбан! Ирония ситуации в том, что в данном районе страны дворянство традиционно было представлено очень слабо...

Но вернемся к нашему вопросу: куда же делись потомки 90 (а то и 95) процентов тех, кто населял Корею три века назад? Ответ на него очевиден: никуда они не делись, живут, здравствуют и, более того, скорее всего по-прежнему составляют примерно 90% современного населения государства корейского. Однако эти потомки отреклись от своих предков и приписали себе более престижное, более знатное происхождение. Когда, как и почему это случилось?

Первый прорыв мещан (а, скорее, мужиков) во дворянство начался ещё в XVIII веке. Он отчасти отражён и в приведённой выше статистике по уезду Помсо, в котором за 1699-1801 гг. доля дворян в населении увеличилась в четыре с лишним раза. В это время корейское государство, которое до этого строго следило за тем, чтобы между дворянами и "подлым людом" сохранялась труднопереходимая грань, ослабило свой былой контроль. Богатые крестьяне и купцы стали покупать дворянское звание за деньги. Одним из основных способов стало включение своего отца или деда (на деле обыкновенных мужиков-землепашцев) в очередное издание родословной книги какого-нибудь дворянского рода. Обедневшие дворяне шли на это спокойно, да и деньги брали за услугу не слишком уж большие. Таких "мещан во дворянстве" было так много, что уже около 1850 г. в иных местностях дворяне (в подавляющем большинстве -- свежеиспеченные) составляли без малого треть населения. В некоторых случаях амбициозные крестьяне действовали напрямую, заказывая фальшивую родословную книгу. Двигали ими тогда не только амбиции, но и материальный расчёт: дворяне были освобождены от налогов и повинностей, так что получение дворянского статуса сулило прямую выгоду.

В 1894 г. в Корее произошла окончательная отмена крепостного права (государственные крепостные были освобождены еще в 1801 г.). Тогда же были отменены и официальные дворянские привилегии. Одним из неожиданных результатов освобождения крестьян стало то, что некоторые бывшие крепостные тут же стали брать себе фамилии своих господ и более или менее самовольно включать себя в их кланы. В более спокойные времена государство, которым тогда еще по-прежнему заправляла дворянская верхушка, возможно, и приняло бы меры против этакого самовольства, но в 1890-е гг. у корейского правительства были заботы поважнее: страна стала игрушкой в руках колониальных держав и стремительно шла к потере независимости. Власть предержащим приходилось думать о своей шкуре, а не о защите сословных привилегий (вдобавок, формально отменённых).

Однако окончательное превращение всех или почти всех корейцев в дворянских потомков случилось уже в середине XX столетия, когда составлением родословных всерьез стали заниматься все кланы. К тому времени ни реального, ни формального значения дворянское звание уже не имело, однако престиж, с которым оно было связано на протяжении столетий, сохранялся. Вдобавок, во время Корейской войны и сразу после неё, когда миллионы корейцев покинули родные места, поймать за руку самозванцев стало окончательно невозможно. В деревне в 1955 г. ещё можно было найти старика, который помнил, чей дед чьего деда лет этак 60 назад бил палками за плохо обмолоченный рис, а вот в городе, где все были пришельцами, это стало абсолютно невозможным. Впрочем, ловить фальсификаторов никто и не пытался, наоборот -- составление "отредактированных" родословных стало выгодным делом. Порою предприниматели даже давали немалые взятки, чтобы им присочинили предка познатнее, желательно из числа тех, чьи имена можно найти в учебнике истории.

Мне не раз приходилось слышать о том, как уже в 1970-е гг., когда процесс в целом стал подходить к завершению, за пухлые конвертики с деньгами сочинялись исключительно привлекательные генеалогии. Один из очевидцев описал конечный результат одной такой истории: «Мне кажется, что в конце концов директор Ли (заказавший такую генеалогию - А.Л.), поначалу несколько смущавшийся всей этой затеи, и сам поверил в то, что является потомком знаменитого рода Z.».

Впрочем, не следует думать, что те корейцы, которые говорят вам, уважаемые читатели, о своеём дворянском происхождении, всегда врут сознательно. С тех времён, когда родословные "редактировались" особенно истово, прошло уже три-четыре десятилетия, так что подавляющее большинство корейцев среднего возраста, не говоря уж о молодёжи, искренне верит в своё знатное происхождение. Иногда они даже имеют для этого основания (примерно в одном случае из десяти, как мы помним).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По информации "Чемпионат.com”, в следующем сезоне календарь регулярного сезона КХЛ претерпит серьёзные преобразования. В олимпийский год лига вынуждена пойти на ряд изменений. Планируется, что главная реформа заключается в том, что команды будут играть внутри своих конференций. ...
О Яне Гусе и Томасе Море – 2 Мы начали с того, что, по стечению обстоятельств, в один день, 6 июля, произошли две, как сказали бы сегодня, резонансные казни: в 1415-м в Констанце сожгли Яна Гуса, а в 1535-м в Лондоне обезглавили Томаса Мора. Обоих приговорят вовсе не за то, ...
Такое ощущение, что пиар как профессия в последнее время  отбросил коньки     -     давно не припомню ничего остроумного,  ни в политическом пиаре, ни тем более в корпоративном.  И вот наконец попалось зачОтное:)). Что ...
Уважаемые сообщники, а что это у нас со стоимостью доставки Боксберри до пункта выдачи??????? Она ж и в худшие времена была фиксированной. А теперь вдруг стала дороже курьерской. Есть соображения по этому поводу? Или, может, кто-нибудь даже информацией владеет... Страна - Россия, если что. ...
Марк Стронг. Британский актер. Родился в Лондоне в итальяно-австрийской семье (имя при рождении – Марко Джузеппе Салуссолия). Окончил театральную школу Bristol Old Vic. Первую роль сыграл в телесериале «Главный подозреваемый». Затем были фильмы Гая Ричи («Револьвер»,  «Шерлок ...