Двоечники в погонах

топ 100 блогов rilarwmw12.12.2023

Надеюсь, мои постоянные читатели помнят, что свой ЖЖ я начал с рецензии на книгу В.И.Саперова про дальнюю авиацию. Вчера вновь закончил читать нечто подобное. Но, обо всем по порядку.

Начну издалека. С моей точки зрения, роль речных и озерных флотилий в Великой Отечественной войне в околоисторической среде (а исторической среды в военно-исторической науке у нас нет от слова «совсем») серьезно недооценена. Доказать сей тезис весьма просто. Задайте себе вопрос: кто командовал советскими флотами в годы войны. Думаю, в худшем случае, забудете Л. А. Владимирского и И.С.Юмашева. Теперь назовите командующих флотилиями. Я, в общем-то, могу считать себя человеком, достаточно погруженным в тему. Не прибегая к подсказкам, слету вспомнил только В.С.Черокова и С.Г.Горшкова. Ну и, только в силу своей одиозности, да потому, что недавно про него читал, первого командующего Азовской флотилией Александрова. Между тем, реальный вклад той же Ладожской или Волжской флотилий в Победу не уступает роли Черноморского, гораздо более весом, чем вклад Краснознаменного Балтийского, и значительно превосходит достижения Северного флотов. Естественно, я не сравниваю число потопленных кораблей и судов противника (ВВФ, например, ни одного даже катера не потопила), а именно стратегическое влияние на ход войны.

Именно поэтому я, с понятным интересом, узнал о выходе весной этого года коллективной монографии «Водные дороги жизни блокадного Ленинграда: малоизвестные страницы». Книга вышла в Санкт-Петербурге, в издательстве ЛЭТИ. Благодаря помощи добрых людей, на днях я это произведение смог прочесть. Произведение впечатление произвело. Не знаю, на тот ли эффект рассчитывали авторы, но уж, что выросло, то выросло, как говорится в одной из лучших экранизаций бессмертных оперетт Кальмана.

Сначала об авторах. Их трое. Судя по всему, главарь авторского коллектива Сергей Валентинович Федулов - полковник запаса, д.и.н., профессор кафедры Академии имени А.Ф.Можайского. Вторым номером идет Валерий Николаевич Половинкин, д.т.н., почетный работник высшей школы, член Союза писателей РФ, научный руководитель чего-то там в ЦНИИ имени А.Н.Крылова и тоже полковник, точнее, капитан 1-го ранга в запасе. Третий, В.В.Соколов, личность малоизвестная, всего лишь майор, начальник курса факультета СПО той же «Можайки». Если я правильно понял, факультет СПО – это среднее профессиональное образование, сиречь что-то чуток посолиднее моего гопища.

Федулов подвизается в роли знатока военно-технического сотрудничества России и Советского Союза. Половинкин весьма плодовитый автор, но работает в сфере высоких материй, от нанотехнологий до судеб отечественного судостроения и геополитики. Про Соколова ничего сказать не могу, трудов военно-исторических не обнаружил. Для нас существенно, что ни один из имяреков ранее в изучении истории ладожской «Дороги жизни» не засветился.

Ознакомившись с монографией, авторы которой не преминули указать, что она «научная», я немного, как бы сказать приличнее, был ошарашен. У меня создалось впечатление, что ее писали не участники упомянутого выше творческого коллектива, а курсанты факультета СПО «Можайки». Ибо мне хорошо знакома ситуация, когда ученик пишет в одном абзаце одно, а в другом совершенно противоположное. Аналогичное явление мы наблюдаем и в книге. Так, например, на стр. 205 в первом абзаце написано, что график работ по прокладке подводного трубопровода был сорван на 16 дней, а следующем – что работы были выполнены досрочно. На стр. 154 четырехосные цистерны перевозятся через озеро сцепками по девять штук, на 155-й уже по четыре. Или еще пример. На стр. 215 написано: секции озерной части трубопровода имели длину 1000 м, но в отдельных случаях использовались секции в 800, 1600 и 2000 м. На стр. 224 стандартные секции уже приобретают размер 800-1000 м, «а в отдельных случаях 1600 и 2000 м». Вообще, технические подробности из отчетов военных лет почти всегда дублируются в тесте. Создается впечатление, что отчеты переписывали несколько человек, а полностью текст никто не читал. Кто-то скажет, что это мелочные придирки, но вся книга – это цельнотянутые отчеты с массой не особо нужных технических подробностей. Причем, в примечаниях еще и разъясняется значение слов «рольганг», «кабельтов», «миля» и тому подобных. 

Кроме того, одним из распространенных приемов, которым гопники нагоняют объем реферата, является включение в текст информации, которая имеет весьма касательное отношение к теме. Курсанты факультета СПО «Можайки» (я все еще верю, что это не г-н Федулов со товарищи) - такие же шалунишки. Зачем в книге про водные коммуникации нужна глава про КМОЛЗ в годы войны, «не знал даже сам Пятачок».

Мои ученики могут запросто спутать комингс и карлингс, а ученики докторов наук – назвать теоретический чертеж техническим, ледокол «Тасуя» «Тассией», а Суховский маяк – маяком Сухова. А что такого? Ну, малость попутали. Зато видно, что фильм «Белое солнце пустыни» смотрели. Уже хорошо!

ПТУ-шникам все равно, откуда брать информацию. Они могут переписать книгу столетней давности в реферате «Современное судостроение». А будущие авиатехники (надеюсь, не пилоты и штурманы – это бы несколько напрягало) с чистым и незамутненным излишней информацией разумом описывают знаменитый бой у острова Сухо в полном соответствии с отчетом 1942 года. Даже не догадываясь, что уже и переводы немецких документов давным-давно гуляют по Интернету, да и отечественных публикаций полно. Впрочем, на этот раз два с половиной полковника все-таки, как мне кажется, внесли свой вклад в историческую науку, написав, что на остров высаживалась некая немецкая школа младших командиров. Но лучше бы, конечно, этого не делали. Еще один шедевр – сообщение о том, что в налетах на Осиновец и Кобону 28 мая 1942 г. принимали участие бомбардировщики типа Фокке-Вульф «Курьер» (стр. 132). Уж писали бы сразу про Фау-1.

Очень интересно обходятся безымянные авторы (я опять не верю, что это писали целых два с половиной полковника) с цитированием чужих трудов. Так, глава про ленинградские тендеры практически дословно повторяет текст Н.Гущенского, опубликованный в «ВК». Хотя ссылка на Гущинского и есть, но это 100% калька, а не цитирование. Причем повторены даже ошибки, имеющиеся в статье. Так Гущенский пишет, что для устранения дифферента у тендеров на корму в нее дополнительно укладывали балласт. Очень оригинальный метод борьбы с перегрузкой (привет г-ну Половинкину из ЦНИИ Крылова). Ну и совершенно не соответствует действительности упомянутый в Интернете и в книге эпизод с участием тендеров (которых, оказывается на Черном море еще и переименовали в мотоботы) в снабжении Малой Земли.

Мне очень понравилась фраза из объявления о презентации книги в Музее блокады и обороны Ленинграда: «книга знакомит читателей с малоизвестными эпизодами». Только надо было немного подкорректировать текст: «с малоизвестными для авторов эпизодами».

Не могу завершить мини-рецензию рекомендацией приобрести и прочитать «Водные дороги жизни...» Это было бы негуманно по отношению к посетителям моего ЖЖ. А вот случайно обнаруженную страничку Николая Гущенского в «ВК», напротив, весьма рекомендую. Там, по крайней мере, автор раздает сканы достаточно редких книг, посвященных обороне Ленинграда. Так что, хоть какая-то польза от двух полковников и одного майора все-таки обнаружилась.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рассказала газете «Известия» о том, что, на мой взгляд, должно определять информационную повестку страны. Все прекрасно помнят, как не рекомендовал читать советских газет перед обедом своему коллеге профессор Преображенский. Так уж ...
 Прочитал пионер Петя Иванов про тяжкую участь неандертальцев. О том, как их загеноцидили приплывшие из Африки кроманьонцы из луков. А ведь у неандертальцев, как в книге написано, был коммунизм, хоть и первобытный. Сел Петя на машину времени, которая на балконе стояла и отправился ...
В прошлую субботу меня пригласили в отель Корстон на встречу блогеров с представителями бизнеса, где в прошлом году проходил КМ . В отеле во всю готовятся к встрече Нового года. Приехали с котэ рано, кто-то еще спал, кто-то еще завтракал в этом же отеле. Устроив небольшую ...
А кем бы вы хотели быть добавленным в друзья в Живом Журнале? …не, не так. Кого бы вы хотели, чтобы добавил вас в друзья в Живом Журнале? …блин, снова не то. Короче, я не знаю как это правильно сформулировать, новый век, новые термины, язык за ...
Теперь в совершении теракта подозревается молодой очкарик. По виду типичный студент с рюкзачком. «Верные» рады... Уроженец Киргизии, гражданин России. По одной из версий, он исполнитель-одиночка. В рюкзаке пронес две бомбы: одну, мощностью около килограмма в тротиловом эквиваленте, ...