ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА или ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПИСАТЕЛИ...
otkrytaja-kniga — 21.03.2015 Может показаться странным, почему я объединил в один недлинный :-) пост двух СОВЕРШЕННО разных писателей. Да, может быть, потому что они – РАЗНЫЕ. Именно поэтому. Настолько разные, что…Один из них разменял талант на бабки. ОГРОМНЫЕ бабки. И всю жизнь пишет не то, что мог бы писать. И, по-моему, не все даже понимают, ЧТО ИМЕННО он пишет.
Второй – мог бы стать великим. Уровня Крапивина или Гайдара. А стал – забытым. После отвратительного политического скандала 1990 года, давшего на время имя новому клейму, которое ставили либерал на неравнодушных людей, любивших Отечество – пришло почти полное забвение.
Итак…
Стивен Кинг и его Эпопея.
Карем (Кавад) Раш и его неизвестные книги.
***
Эпопея писалась 30 лет. Кинг, до начала 90-х регулярно то пьяный, то обдолбанный, тонувший в деньгах, всю свою писательскую жизнь потратил на то, чтобы как можно гуще измазать дерьмом всё и вся. Такого червятника, как его «творчество» - найти трудно, причём в описании действий людей Кинг повершил во лжи Голдинга и сам цинично в этом признавался не раз.
То, что среди этого потока «вужастегов» встречались буквально жемчужины – типа «ребячьей» линии романа «ОНО» или «Талисмана» целиком – это чудо. Исключение из правил.
В 1982 году Кинг начал писать первую книгу эпопеи «Тёмная Башня» - роман «Стрелок»…
..Наивный чувачог, невыросший мальчег 60-х… ха-ха. Он решил, что можно шутить с подобными вещами? Как только книга перестала «идти» - нашего «короля ужасов» недалеко от его дома долбанула передком машина.
Он едва выжил. Виновника аварии, сколько я помню, не нашли.
Восставши с постели, Кинг завязал с наркотой и алкоголем. Эпопея более его не отпускала. Она заставляла его работать и работать и, хотя он и тут пихал везде, где мог, психодель, но, видимо, лишь для тихушного самоутверждения, столь важного для людей подобного склада. Стоило – в 2000 году, кажется – ему попытаться начать «козлить» по-крупному, как к нему явился ночью ГГ и вломил словесных бамбулей.
Кингу хватило словесных :-) …
…Чем интересна всё-таки эта эпопея?
Да всё просто. Кинг дал её «народу США» (вообще это термин с нулевым смыслом, но…) то, чего у того отродясь не было – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭПОС. Самый настоящий. Как «Калевала» или «Песни Оссиана», которые тоже были не эпосом, а подделками под него, но – ГРАНДИОЗНЫМИ по силе.
Рассказывать об эпопее – на мой взгляд – всё равно что пытаться рассказать словами музыку Вагнера. Проще пойти и прочитать вот эти книги, расположенные тут, кстати, не в порядке написания (он несколько иной), а в порядке хронологии событий, о которых говорится в них.
1.Стрелок.
2.Извлечение Троих.
3.Бесплодные Земли.
4.Колдун и кристалл.
5.Ветер сквозь замочную скважину.
6.Волки Кальи.
7.Песнь Сюзанны.
8.Тёмная Башня.
***
Карем Багирович Раш, истинный россиянин в великом смысле этого слова, курд из семьи йезидов-воинов, не мыслил своей жизни без воинской славы и воспитания воинов. Может быть, именно поэтому он начал с того, что работал (ОДИН!) вскоре после войны с трудными детьми, взяв на себя целую лагерную смену. По его признанию, это было самое тяжёлое и интересное время в его жизни. Позже, закончив ВУЗ – уехал… в Сибирь. Без распределения, сам попросился за Урал, поинтересовавшись только, «где фехтуют». И в Новосибирске создал на несколько десятков лет знаменитый клуб «Виктория», ни в чём не уступавший прославленной «Каравелле». Хотя сам он «Каравеллу» не терпел и не раз говорил об этом – а Владислав Петрович много раз зло отзывался о Раше, не прощая ему «милитаризма».
Раш удивляет своим чётким, лаконичным языком. И в то же время – неожиданной высокой романтичностью. Поражает тем, какие тяжёлые, больные вопросы (и зачастую ведь даже без понимания их сути, интуитивно!!!) он поднимал в теме воспитания Мужчин (воспитание Женщин его интересовало очень мало, именно от него я «услышал» поразившую меня и очень верную мысль: женское в девочке раскрывается само, мужское в мальчике зачахнет, не родившись, без воспитания!). Восхищает железной верой в слова Альфреда де Виньи: «Нет доли выше доли солдата!» - верой, проходящей через все произведения Раша… нет, не путеводной нитью. Словно бы сверкающая полоса стали – то ли скреп, то ли клинок – легла на его тексты.
Демократическая сволочь «родила» термин «рашизм». Недолгий, но бурно применявшийся. «Рашистами» либеральные гнусавцы зло называли тех, кто не отдавал мальчишек начала 90-х на откуп гнилоте. И – НЕ ОТДАЛ-таки. Но сам Карем Багирович Раш оказался почти забыт…
…Очень интересны публицистические сборники Раша «Во славу Отечества» и «Небываемое бывает» - целиком посвящённые русской военной истории и русской славе. Но всё-таки лучшими на мой взгляд являются три его вещи.
«Парад» - о сибирских дивизиях. Тех самых, которые остановили стальную волну гитлеровских армий. Волну, казавшуюся неостановимой. Я хорошо изучил гитлеровскую Германию. НЕ БЫЛО НА СВЕТЕ СИЛЫ, СПОСОБНОЙ ОСТАНОВИТЬ ПОБЕДНЫЙ МАРШ ЕЁ БЕЗЖАЛОСТНЫХ И МУЖСТВЕННЫХ СЫНОВ, ЗЕМНЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ СВИРЕПЫХ И БЕССТРАШНЫХ ЭЙНХЕРИЕВ ВАЛЬХАЛЛЫ, ДЕТЕЙ ХЕРЛАТИНГА. Не было – пока не родила эту Силу Русская Земля.
«Поединок»… Герои этой повести – мальчишки-фехтовальщики всё из того же клуба «Виктория», располагавшегося в Новосибирске. Раш очень интересно и подробно описывает становление клуба, своих соратников и союзников – и самих мальчишек. Очень и очень разных. Похожих только одним – душами юных рыцарей.
«Жуланы». Эта повесть посвящена тем 90 дням, которые Карем Багирович, сам ещё будучи едва 20-летним, в одиночку – с целой сменой! – отработал в летнем лагере для трудных подростков. На мой взгляд, именно ЭТО – лучшее из созданного Рашем. Книга эта, будь она написана на десяток лет раньше, наверное, повершила бы по воздействию своему «Тимура и его команду». Карем Багирович написал воистину Кодекс. Кодекс юных воинов-язычников. И заодно – показал и изнутри, и снаружи детский коллектив со всеми его «кусочками мозаики», из коих он сложен и каждый из которых – характер мальчишки или девчонки. Показал очень точно и очень глубоко – но ни на секунду не унизившись до «тонкого психологизма».
|
</> |