Две проблемы

У людей в возрасте 90+ и с ясным сознанием есть две проблемы: «физуха» и «с кем поговорить». И если с первой, в принципе, понятно, что делать, то вторая неизлечима. Все современники уже померли либо витают в таком астрале, что до них не достучаться.
Хорошо, если есть всё понимающий внук вроде меня (да, я не страдаю ложной скромностью). Но даже мне приходится делать над собой усилие. Вот сегодня мы с дедом проговорили четыре часа, и я как выжатый лимон. А я очень люблю его (в четверг, отвозя свою тётку, по совместительству его младшую дочь :) на самолёт в далёкую Америку, я наслушался всяких откровений про отношения отцов и детей, но я всё равно его очень люблю).
Но что я вижу в разговоре? Я вижу человека, который живёт прошлым, постоянно переосмысливая его, и которому не с кем разделить это переосмысление. Но очень хочется. Но не с кем... И незачем толковать, что время ушло вперёд, причём не в смысле прогресса (тут ещё большой вопрос), а просто... ушло.
Одиночество стариков колоссально. Технически я понимаю всё. Мы говорили о математике, об оружии, о семье, о философии... Но проблема не в математике и не в семье и не в чём-то там ещё. Проблема в одиночестве, и здесь невозможно помочь. Ещё, выражаясь языком психологии, я вижу гору незакрытых гештальтов и попытки самостоятельно с ними справиться. Очевидно, это становится критической потребностью, когда человек понимает, что подходит к концу жизненного пути. И это всё при том, что дед, в отличие от меня, состоялся не только как отец и муж (ха, тут ещё вопрос про меня, конечно, моё дело сделано только наполовину), но и как очень крепкий профессионал.
В общем, рефлексирую на тему старости. Вывод о необходимости держать себя в форме давно усвоен. А вот что делать с одиночеством — большой вопрос.
|
</> |