Дважды растяпа
a_omnibus — 12.12.2022Помимо двух собственных Иж-2126, мне приходилось иметь дело с этими автомобилями, принадлежавшими другим людям и организациям.
Хотя автожурналисты весьма скептически относились к новому Ижу, автомобильные издания не могли игнорировать появление новинки в продаже и в пользовании у наших граждан. Так, журнал «За рулём» приобрёл «Оду» для длительных испытаний, и машина переходила от одного сотрудника к другому, но скажу честно: очереди и записи на неё не было.
То ли на день, то ли на два машина досталась и мне. И я был поражён, насколько упало качество сборки модели. Моя первая «Орбита» была собрана не в пример лучше. Ну и эксплуатировал я её, конечно, гораздо более бережно.
Так, например, выяснилось, что в салон служебной машины во время дождя попадает вода. Она стояла небольшим озерцом в кармане на внутренней панели водительской двери, где лежала кем-то заботливо припасённая тряпка — для того, чтобы впитывать эту самую воду. Прежде с негерметичностью кузова я сталкивался, только владея «Запорожцем» ЗАЗ-968М. За «Оду» было искренне обидно, поэтому я постарался максимально подогнуть рамку стекла водительской двери. Помню, что стало лучше.
Очень сильно дискредитировал «Оду» краш-тест, организованный «Авторевю». Автомобиль заслужил всего два балла и тут же стал предметом нападок и критики. В общем-то, это было бы справедливо, если бы ВАЗ-2107, разбитый «ревюшниками», критиковали больше. Но его критиковали меньше, хотя он… не заслужил ни одного балла. Вообще ни одного, ноль. Однако такой провал ему почему-то прощался, а два балла «Оде» — нет.
Более-менее лояльно об «Оде» отзывался главный редактор журнала «Мото», испытывавший машину в рамках проекта «За рулём». Между прочим, «под ним» была двухлитровая машина! Но и его оценки были, скорее, сдержанными, чем хвалебными.
Под занавес выпуска «Оды» завод разработал и запустил в производство пикап на её основе — с двухместной кабиной и длинным грузовым кузовом. Кабина получилась просторнее, удобнее и эргономичнее «жигулёвской», однако вскоре именно «жигулёвская» передняя часть сменила «ижевскую». Почему, зачем — вопрос остался без ответа. За рулём этой машины мне тоже довелось посидеть, но очень недолго. Каких-то характерных её неисправностей и «хронических» недостатков припомнить не могу.
И ещё не без моей подачи обладателем Иж-2126 стал мой брат. От моих экземпляров его автомобиль отличался «жигулёвским» мотором — и больше ничем.
Затруднения с машиной были, но брат справлялся с ними без меня. Ездил он относительно немного, большей частью к маме на дачу. А потом вдруг взял и купил «Ситроен», и «Ода» у него «зависла». То ли он не особо активно её продавал, то ли хотел поберечь, как резерв… Чтобы машина не страдала от осадков на уличной стоянке, мы решили перебазировать её в мою «ракушку» во дворе дома. В то время я не имел определённых занятий, подрабатывал в небольшом издательском проекте, но это отнимало немного часов в день, остальные же я тратил на «Оду» — приводил её в порядок.
Для начала тщательно просушил салон. Судя по всему, он тоже был не полностью герметичным, и войлочные шумоизоляционные маты на полу, особенно в передней части кузова, просто-таки набрякли водой. Просушенный пол пролил густым антикором. Хотел поменять масло в картере заднего моста, но столкнулся с проблемой: сливную пробку отвернул, масло слил, а залить свежее масло не смог: пробка заливного отверстия прикипела намертво. Не справившись с ней, отвернул от картера крышку, принёс её домой, нагрел на газовой плите и только после этого сумел отвернуть злополучную пробку.
Кажется, в коробке передач я масло не менял, а вот за двигатель взялся. Он работал, но сильно шумел, и мне пришло в голову, что проблема в натяжителе цепи. Снял переднюю крышку мотора, добрался до цепи, проверил натяжитель. Он оказался в порядке, а вот успокоитель цепи просто отсутствовал. От него остались лишь два угловатых фрагмента, привёрнутых болтами к картеру. Остальная часть полностью стёрлась.
Купил новый успокоитель, стал устанавливать. И тут произошло непоправимое: ключик «на 10» выскользнул у меня из рук — и через щель провалился в поддон картера!!! Что было делать? Попытки нащупать в поддоне ключ сначала длинной отвёрткой, потом более гибким случайным прутиком к успеху не привели. Надо было снимать поддон.
С этим я, может быть, и справился бы, но в силу передовой конструкции «Оды» сей процесс оказался невозможен. Ведь двигатель у неё установлен на подрамнике, и одна из его поперечин активно мешала снять поддон. В общем, назревал весьма затратный ремонт с эвакуацией автомобиля в сервис. Но я, что называется, закусил удила. Сам напортачил — самому и исправлять.
В очередной раз забрался под машину. Слил масло. Отвернул два десятка болтов крепления поддона к двигателю. Сдвинул поддон, насколько это было возможно при не снятой поперечине подрамника. И рука пролезла в него, ключ был найден и торжественно извлечён.
Своей «победой» я похвастался опытному коллеге. А он заявил: ну и зря ты этим занимался. Оставил бы ключ в поддоне, пусть бы он лежал там и ничему не мешал. Перекрыть доступ масла в маслоприёмник он не может, шатуны и коленвал до него не достанут. Думаешь, ты единственный, с кем такое было? В общем, опустил меня с небес на землю.
Больше делать с «Одой» было нечего, однако я продолжал возиться и копаться в ней. Однажды утром услышал во дворе чьи-то команды из мегафона. Выглянул в окно — и понял, что начался снос «ракушек». Вышел, чтобы узнать подробности, но ошибся: двор «оккупировала» киносъёмочная компания, снимавшая какой-то сериал о московском криминале. Представители криминала должны были выехать на камеру со стороны пустыря позади наших домов, при этом камеру установили точно у моей «ракушки» и попросили меня не входить в кадр. Криминалитет приехал почему-то на китайском пикапе, что вообще для этого слоя людей было не характерно. Я негромко предложил одному из киношников: возьмите наш «Рекстон», он намного солиднее, и не только чёрный, но ещё и здорово тонированный. Однако ребята отказались: выяснилось, что пикап у них фигурирует уже в нескольких сериях и потому полюбился зрителю.
Киносъёмка длилась всего полдня. А потом наши «ракушки» всё же начали сносить. «Оду» мы решили перебазировать в «ракушку» брата, которая стояла в Царицыно. Не помню, почему, но мы тогда тащили её туда на буксире. Вроде, ничего предосудительного я с ней не делал, однако она не завелась.
Ездить каждый день в Царицыно мне было лень, и автомобиль вновь «завис» без дела. Но вскоре понадобилось его поставить на ход, так как те «ракушки» тоже начали сносить. Видимо, дело было в аккумуляторе, потому что помню, что я пошёл в близлежащие «Автозапчасти» и принёс новую батарею. Установил — но машина вновь не завелась. Глянул под капот — и понял, что больше она точно не заведётся. Аккумулятор я купил с правильной полярностью, однако установил «наоборот», подключив «минус» к «плюсу», а «плюс» к «минусу». Внешне ничего не произошло, однако наверняка получил необратимые повреждения блок реле и предохранителей…
«Ракушку» действительно снесли, и «Ода» осталась без крыши над головой во дворе. Её засыпало снегом и листьями, колёса сдулись. Однако брат сумел найти покупателя и хоть за недорого, но всё же передал машину в чьи-то руки. Надеюсь, что в хорошие.
Так закончилась для меня история, связанная с этой моделью. Несколько раз потом случайно нападал на объявления о продаже её экземпляров в хорошем состоянии, но купить так и не решился. Да и жена была против. Но если бы вдруг её производство началось снова… а почему бы и нет? Слегка осовремененный (с впрысковым двигателем, АБС, хотя бы одной — водительской — подушкой безопасности, улучшенным салоном, возможно, кондиционером) он бы вполне мог найти спрос у небогатых слоёв населения. Лишь бы цена была не выше полумиллиона рублей.
@ Omnibus @