Дважды невезучий
sergiovillaggio — 10.04.2020
Не секрет, что бывают имена, которые с большей вероятностью грозят
носящему их кораблю всяческими неприятностями. Во французском флоте
к таким наверняка можно отнести имя "Сюркуф". В ХХ веке два корабля
с таким наименованием трагически погибли. Первый - знаменитый
монстроидальный подводный крейсер - в 1942 году при невыясненных
обстоятельствах. Про второго - эсминец (эскадренный эскортный
корабль по французской классификации) сегодня напомнили в ВК.
Попытаемся развить тему...
Итак, речь пойдет вот про этот "Сюркуф", носивший НАТОвский
бортовой номер D621:

На снимке он в 1963 году в итальянском Таранто

А это - во время провальной для англо-французов Суэцкой кампании
1956 года.
Но речь о другом...
8 апреля 1960 г в 08:35 в 10 милях южнее о. Груа в Бретани в
эсминец "Сюркуф" в плотном тумане въехал грузовой пароход
"Леоньян". Эсминец отделался помятым правым бортом и в тот же
день был введн в сухой док в Лориане, где и запечатлен на данном
снимке:
Как правильно надо таранить, показал простой советский танкер
"Генерал Бочаров", разрезавший напополам невезучий эсминец у
Картахены 11 лет спустя.
Вот какие подробности сообщает французский биограф корабля:
6 июня 1971 г. в 04:09 с "Сюркуфом" столкнулся советский
танкер "Генерал Бочаров". Нос танкера вошел на 5-6 м в правый борт
эсминца, в р-не носового котельного отделения, которое мгновенно
было затоплено. Девять моряков пропали без вести и один был ранен,
пекарь, который будет госпитализирован в Лионе,. Танкер быстро
отошел задним ходом. У него только смяло нос и небольшая пробоина
впереди. На эсминце ситуация серьезная, носовая часть лишилась
освещения, корабль практически согнут пополам, а перемещение
личного состава между носом и кормой затруднено. Носовая часть
грозила опрокинуться, экипаж сгруппировался на корме. Раненых, а
затем ненужный персонал эвакуируют. Вертолеты с авианосца
"Арроманш" поднимаются в воздух и участвуют в спасении. "Тартю"
готовится взять "Сюркуф" на буксир сзади, ветер свежий и волнение
на море три балла. Когда "Тартю" натянул буксировочный трос,
носовая часть "Сюркуфа" отрывается и опрокидывается. Кормовая
остается на плаву, без крена, и остается только откачать воду из
носового машинного отделения. "Тартю" и "Сюркуф" в сопровождении
"Арроманша" в 2 часа 7 июня прибыли в Картахену. То, что осталось
от "Сюркуфа", уведено из Карфахены вечером 26 июня буксиром "Белье"
в сопровождении эсминца "Д'Эстре".
Тела погибших были доставлены в Тулон 30 июня эсминцем "Гепратт".
Церемония захоронения прошла в присутствии семей и
властей.
В Тулоне кормовая часть эсминца оставалась пришвартованной
к пристани Рождества, рядом с "Гюставом Зеде". В конце концов, 5
мая 1972 г. ей присвоили номер Q-495, 22 мая следующего года она
была потоплена в качестве мишени для ракеты "Экзосет".
По просьбам читателей - фото героя:
Отдельная благодарность Борату Сагдиеву, поднявшему эту тему в
ВК.