
Двадцать шагов, чтобы вас расстреляли


В 1957-м году в немецкой мемуарной литературе (Ганс Рюф «Горные стрелки перед Мурманском») были опубликованы архивные фотографии времён начала войны в Заполярье. Там находится это фото, сделанное 30 июня 1941 года.
В кадрах, полных драматизма – бойцы элитной части вермахта – 136-го Тирольского горнострелкового полка 2-й горнострелковой дивизии корпуса «Норвегия» взяли в плен двух советских солдат. В гимнастёрке, смотрящий с презрением в лицо врагу, до сих по не известен. Через 10 минут его расстреляли вместе с товарищем.
До недавнего времени никто не знал ни места события, ни имён погибших красноармейцев. Но в 2013 году мурманские поисковики сделали невозможное – они отыскали место расстрела и обнаружили там тела двух героев.
Географически оно находится в предгорье хребта Муста-Тунтури на высоте 122. Удивительно, но там всё тот же рельеф поляны с мелкой порослью, та же расстановка и форма камней, что на трагических фотографиях. Время стёрло следы трагедии, но каменистый пейзаж остался неизменным.

Вместе с человеческими останками здесь были найдены фрагменты шинели, ремни, личные вещи и солдатский медальон с персональными данными: «Корольков Сергей Макарович, 1912 года рождения, призван 22.06.1941 Кировский РВК, Великолукская обл., Серёжинский р-н».
Благодаря энтузиастам из военно-исторического клуба «Заполярный рубеж» и публикациям в прессе были найдены ближайшие родственники красноармейца Королькова. В Тверской области проживают его дочь Нина Крылова и шестеро внуков.
Сергей Корольков – это тот боец, который на фото был в шинели. Имя второго героя – отважного солдата в гимнастёрке – до сих пор остаётся неизвестным.
Возможно, когда-нибудь будет назван по имени и его отчаянный товарищ, дерзко стоящий 30 июня 1941 года перед дулами гитлеровских автоматов и перед Вечностью.

Двадцать шагов, чтобы вас расстреляли
"Двадцать шагов, чтобы вас расстреляли.
Стенки здесь нет, ну так к камню вперёд" –
Это, наверно, им немцы сказали.
Месяц июнь. Сорок первый был год.
На фотографии видно солдата,
Гордо смотрящего в лица врагов.
Он их послал словом русского мата.
Аж в "фатерланд", до его берегов.
Сильно, внезапно ударили "фрицы".
Мы отступали в начале войны.
Были и те кто не сдали границы.
Он и товарищ остались одни.
Родина здесь, средь холодного камня.
Чахлый кустарник её рубежи.
Там за неё погибали два парня.
Их расстреляли у этой межи.
Геннадий Малинский
