Двадцать лет
drugoi — 15.10.2013 Показалось интересным сравнить толпу молящихся у Соборной мечети в Москве 1993 г. и 2013 г. Контраст, на мой взгляд, разительный.1993
© РИА НОВОСТИ/Борис Приходько
2013
© РИА НОВОСТИ/Илья Питалев
UPDATE: Надо дописать, наверное. Ну понятно, что на первом снимке — московские мусульмане (среди них много женщин), которые в городе живут сто лет и совершенно ассимилировались. Да что там Москва — в семье моего отца был всего один татарин, мой дед Тофик, который сроду в мечеть не ходил и, по-моему, татарский-то знал кое-как. Жена у него была вологодская, дети получились русские, одни имена татарские. Даже в Казани не было такого густозамешанного ислама, а было вполне себе светское общество, часть которого посещала по праздникам мечети, часть — православные храмы, а большинство было от ортодоксальной религии далеко так же, как сейчас далеки от нее жители Европы. Это было как традиция — историческая, фольклорная. Так же было и в Москве. В МГИАИ, который я заканчивал, училось несколько десятков чеченцев, попавших туда, как «национальные кадры» — это были абсолютно светские люди, увлекавшиеся чем угодно — спортом, анашой, девушками, но никто и никогда из них в мечеть не ходил и они были настолько же далеки от ислама, как и я от православия, хоть и крещен, и прадед был православным священником в Калужской губернии.
Когда началась вся эта религиозная истерика, сказать сложно — кому-то это было очень нужно. Как кому-то было нужно привезти в столицу России сотни тысяч вот этих молодых ребят (на втором снимке), которые теперь работают дворниками, дорожными рабочими, грузчиками и продавцами. Раньше они были только на рынках — привез дыни, продал, уехал. Теперь они живут рядом с нами. Нравится нам это или нет. Никто же нас не спрашивал. Но есть что-то в этом ненормальное — то ли в количестве, то ли в качестве. С таким качеством и количеством кое-как может справляться европейское сообщество с многовековым укладом жизни, сильным государственным аппаратом, национальными традициями. И то они хлебают там проблемы полной ложкой. Что уж говорить о российском обществе, которое само не оформилось никак, не имеет ни традиционного уклада, ни нормального государственного устройста, ни сильной власти. Такое нашествие «культуры кишлака» катастрофически снижает и без того низкий социальный уровень общества в России. По-моему, это вполне очевидно сейчас.
|
</> |