Два типа лодырей
fritzmorgen — 19.07.2018Портной Рабинович любил говорить: «если бы я был королём, я бы жил даже лучше, чем король. Я бы ещё немножечко шил».
Звучит смешно, однако такая точка зрения, — вы удивитесь, — очень распространена. Многие всерьёз думают, что короли должны ещё и шить, а если они просто сидят на троне и правят государством, так они просто лодыри, а не короли.
Вот вам история из прошлых лет. На излёте перестройки некий пенсионер договорился с соседним колхозом напилить им брёвен. Обговорили сумму, ударили по рукам, пенсионер достал из багажника своего запорожца импортную, привезённую сыном из-за моря бензопилу.
Дальше удивлённые зрители стали свидетелями чуда — пенсионер не только завёл свою японскую технику с первого раза, но и начал орудовать ей с такой скоростью, что некоторые колхозники вынуждены были протереть себе глаза, дабы убедиться в надёжности своего зрения.
Зайдя в избу, в которой заседал председатель колхоза, пенсионер попросил расчёта — вместо оговоренной суммы ему однако выдали только четверть обещанного. «Я думал, ты тут весь день с утра до вечера провозишься», — пояснил изменения клиент, — «а ты за два часа всё перепилил».
С точки зрения председателя колхоза всё справедливо. Работал два часа? Получи оплату за два часа. А сколько ты за эти два часа сделал — уже не твоя заслуга, а твоей техники. В конце концов, ты и не перенапрягался, с японской бензопилой работать удобнее, чем с советской. Если пенсионер попросит заплатить за день работы, председатель сочтёт себя обманутым — как пассажир, который дал водителю крупную купюру, чтобы тот с ветерком довёз его от Ленинградского вокзала до Ярославского, а через минуту обнаружил, что оба вокзала расположены на одной площади.
Аналогичной логики придерживался и упомянутый в начале портной Рабинович. У короля есть свободное время? Есть. Так почему бы ещё и не шить на продажу брюки, чтобы немного увеличить свой доход?
Теперь, после этого необходимого вступления, расскажу, как обещал в заголовке статьи, про два типа лодырей.
Допустим, мы поручаем двум лодырям изготовить 100 деталей. Сроку на это выделяем месяц.
Первый лодырь, назовём его Буцефалов, весь месяц приходит на работу, встаёт к станку, и честно вытачивает по одной детали за смену. К концу месяца он разводит руками и сдаёт нам 25 деталей из 100.
Второй лодырь, дадим ему фамилию Левшин, два дня мастерит хитрую оснастку, ускоряющую процесс работы, потом за три дня делает все 100 деталей и исчезает. Три недели его на рабочем месте нет, потом отдохнувший и загоревший лодырь появляется, чтобы сдать нам давно готовый заказ.
Как видите, оба слодырничали на 75%. Первый лодырь сделал только 25% заказа, второй лодырь работал только 25% времени. Тем не менее между лодырями есть существенная разница.
Недавно мы обсуждали паразитов на необитаемом острове. Если вкратце: предприимчивый островитянин смастерил лодку, благодаря которой удалось повысить эффективность сбора еды. Питаются островитяне теперь лучше, а предприниматель сидит в хижине и строит новые планы.
Один из комментаторов прокомментировал историю так:
https://fritzmorgen.livejournal.com/1330274.html?thread=612860258#t612860258
В системе изначально было 18 работающих. А стало — 17. Джон больше не работает, и островитяне кормят его. То есть в системе «откуда-то» завёлся паразит, который теперь требует пожизненного содержания. Исключительно за былые заслуги.
Формально комментатор, конечно же, прав. Почему король сидит на троне и правит, когда он мог бы ещё немного шить брюки, чтобы увеличить тем самым общий доход королевства?
Если вдуматься однако, становится ясно, что благосостояние стран не так уж сильно зависит от количества истраченных рабочих часов.
В Италии ВВП на душу населения — 38 тысяч долларов. В богатом ресурсами Нигере — 1100 долларов на человека, в 34 раза (!) меньше. Если считать, что всё дело в рабочем времени, следует предположить, что граждане Нигера очень ленивы: итальянец работает в среднем, допустим, 8 часов, а его коллега из Нигера, следовательно... 14 минут.
Разумеется, это чушь. Граждане Нигера, может быть, не так трудолюбивы, как беззаботные итальянцы, однако добыча урановой руды и сельское хозяйство всё же весьма утомительны. Разгадка разницы между Нигером и Италией очевидна — в Италии выше производительность труда.
Из всего этого вытекают два плохо уживающихся друг с другом подхода к работе.
Подход 1. Побуждаем людей работать больше. Требуем, чтобы каждый работал как минимум по 8 часов, желательно с чёрными от сажи руками и крупными каплями пота на морщинистом лице. Ставим в пример обществу безымянного труженника, который всю жизнь работал на одном месте и выходит на пенсию с нулевым карьерым ростом, в той должности простого рабочего, с которой он начинал когда-то после окончания ПТУ. Платим исключительно за потраченное время.
Подход 2. Побуждаем людей больше производить. Ставим в пример обществу богатых людей типа Генри Форда, сумевших разбогатеть за счёт хорошей организации своего и чужого труда. Платим исключительно за произведённый продукт, игнорируя усилия, затраченные на его производства.
Как полагаете, какой путь для нашего общества оптимален?
|
</> |