ДВА ПОКЛОНА ДО МИСИМЫ
haikudaily — 26.11.2018В Японии не работает теория шести рукопожатий, просто по той
причине, что там не принято жать руку. Поэтому я вывела для себя
правило поклона — универсальное средство общения между японцами. От
Юкио Мисимы меня отделяют всего два.
В начале 2000-х я активно преподавала «русский как иностранный»,
а моими учениками были преимущественно японцы, причем
тележурналисты, живущие в Москве.
Одного ученика звали господин Ота. Он был уже в солидном
возрасте, но очень прилежным. На своих занятиях я старалась, чтобы
ученики как можно быстрее начинали говорить «от себя», поэтому
поддерживала разговоры на темы, далекие от учебника — мы говорили
обо всем, что интересовало моих учеников.
Господин Ота оказался общительным и вскоре я неплохо знала историю его жизни. В 1968 году он учился на юридическом факультете Токийского Университета, придерживался левацких убеждений и участвовал в студенческих забастовках. «В тот год мы вообще не учились: бастовали, строили баррикады, читали Маркса и часами говорили о политике», — вспоминал он.
Тут конечно стоит сделать отступление и сообщить, что юридический факультет Токийского Университета — это место силы. Так уж сложилось, что вся политическая элита Японии, как правило, проходит через Токийский университет, и в частности через его юридический факультет. Господин Ота был талантливым мальчиком из провинции, самостоятельно поступившим в Тодай, без протекции.
Мисима пришел в университет в самый разгар студенческих волнений. Набился целый зал политически активных юношей и девушек, мечтавших высказать Мисиме презрение к его консервативным монархическим убеждениям. Легко представляю себе эту картину — маленький Мисима и жаждущая крови студенческая толпа. Мой ученик стоял далеко от сцены и не услышал ничего из того, что говорил Мисима, — даже звука его голоса.
Через два года господин Ота второй раз увидел Мисиму: зашел в
вагон метро и нос к носу столкнулся с «последним самураем Японии».
По его словам, он зачем-то опустил голову, как при поклоне. Мисима
стоял хмурый в куртке, застегнутой наглухо. Через два месяца после
встречи в метро, 25 ноября 1970 года, господин Ота узнал, что
Мисима совершил публичное сэппуку.
Господин Ота не закончил Тодай — его отчислили за левацкие
убеждения, и он оказался служащим в телевизионной компании также
левого толка. Он легко сделал приличную карьеру, потому что в те
годы работа на телевидении была крайне непрестижной, в отличие от
газетной журналистки, прорваться куда было заоблачной мечтой.
Когда я познакомилась с господином Ота, он был весьма доволен
жизнью и больше не считал Мисиму кошмарным экстремистом, как тогда,
в далеком 1968 году.
А это хайку на тему вестернизации Японии Юкио Мисима написал в нежном возрасте 16 лет.
В 1883 году правительство Японии открыло знаменитый клуб
Рокумэйкан с первыми светскими балами, куда можно было попасть
только в европейской одежде. Клуб закрылся в 1933 году, когда
Мисиме было всего 8 лет, и конечно, он не мог там бывать. Эти стихи
— лишь его фантазия о потерянной Belle Époque, когда японские
джентельмены вальсировали с японскими дамами, подражая и русским
дворянам в том числе, а русские вещи ценились также высоко, как
французские или английские, особенно после победы Японии в
русско-японской войне:
В бальном зале
Сувенир из России —
Дамский веер
舞踏会露西亜みやげの扇かな
буто:кай/ росиа миягэ-но/ о:ги кана
Haiku Daily в Telegram, где вы точно ничего не пропустите