Два образа Джулии Ормонд в фильме "Сибирский цирюльник" (1998)

топ 100 блогов selyanka125.01.2022 Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998) _900 x 600 j.png

В 1998 году на экраны вышел один из самых масштабных фильмов российского кинематографа - "Сибирский цирюльник». Совместное производство России, Франции, Италии и Чехии под руководствим режиссера Никиты Михалкова.

Страна в это время блуждала без руля и ветрил, в верхах ей срочно подыскивали "национальную идеологию", а Михалков истово верил, что можно вернуться на сто лет назад и отсчитывать новую историю ровно с того момента, когда она превратилась в советскую.

Через весь фильм красной нитью проходит эта любовь Михалкова к мифу о России, навеянному скорее литературой, чем номинальной правдой, идеалистическая вера в то, что все в том мире восстановимо, и упование на то, что будущее страны будет отталкиваться от ее сказочно-имперского, а не советского прошлого.

К сожалению, фильм вышел на экраны в неудачное время – в конце кризисного 1998 года, когда уровень жизни россиян во второй раз просел, и поэтому "хруст французской булки" был воспринят многими российскими зрителями крайне негативно. В фильме старательно выискивали недостатки, не желая замечать достоинств.

Костюмы к фильму создавала Наталья Иванова, которая одевала героев "Жестокого романса". В "Сибирском цирюльнике" костюмы так же прекрасны.

Наталья Иванова никогда не рассказывала специально и не давала интервью, как создавались костюмы к "Сибирскому цирюльнику". Но вспоминала позже, что в работе над фильмом у нее был один действительно трудный профессиональный момент.

Приехала исполнительница главной роли Джулия Ормонд. На первую примерку для нее были подготовлены меховые костюмы, салоп на соболях, всё в этом роде. Она входит и смотрит таким взглядом невесёлым… И говорит: "Никогда я этого не надену". Оказалось – она "зелёная", враг меха.
Никите Сергеевичу пришлось везти её в отдельный кабинет и уговаривать час. Спасло положение только то, что в контракте у неё это не было записано. Куда деваться – приходила и надевала наши меха, но очень мрачно, со сжатыми зубами.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998) 7 scale_1200.jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн в в салопе на соболях и капоре.
Салоп (фр. salope) — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами; скреплялась лентами или шнурами. Салопы шили из бархата, шелка, дорогого сукна; часто на подкладке, вате или меху (в основном куницы и соболя), с бархатными или меховыми отложными воротниками


А еще снег был искусственный, не везло во время съемок на зиму, а соль разъедала юбки и создавала проблемы костюмерному отделу

Наталья Иванова причисляет себя не к тому типу художника, который сел, посидел-посидел и придумал, а к такому, который должен "напитаться". Она "питается" не кино и не станет смотреть Висконти, потому что отголоском это всё равно отзовётся, ей ближе первоисточники, документальный материал, живопись. А когда уже она наберется и напитается, тогда начинаются какие-то "почеркушечки".

Например, в "Сибирском цирюльнике" она раскладывала героиню по цвету: Джейн (Джулия Ормонд) приезжает в красно-чёрном, по ходу картины меняет несколько нарядов, а в конце фильма её костюмы — это больше уже песочный, цвет земли…

Давайте посмотрим на два образа Джейн, созданных художником

Изумрудное платье Джейн

1 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн и генерал Радлов (Джулия Ормонд и Алексей Петренко).jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн и генерал Радлов (Джулия Ормонд и Алексей Петренко).

Костюмы героини соответствуют 1885 году, когда происходит действие фильма. К этому времени в моду вошли платья с большими турнюрами:
     
2 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Платье Джейн сзади..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Платье Джейн сзади.

Платья для визитов были наглухо закрыты вверху, но имели весьма элегантный покрой.

Среди головных уборов преобладали такие модели:
1. Шляпа с высокой тульей.
2. Высокий капор с завязками, который часто оставлял открытым затылок.


Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998) 3 Capture.JPG
Платья для визитов и прогулок, 1886 год.. Фасоны модных шляпок, 1886 год.

Для визита к генералу Радлову Джейн выбирает капор. Как более кокетливую и более женственную модель. Ведь её цель – очаровать генерала. А значит, нужно и выглядеть очаровательной. Элегантной, блестящей… И слегка беззащитной, наивной!

Красивая дама, которая выглядит независимой. Однако неосознанно чувствуется, что она всё-таки нуждается в опоре в виде крепкого мужского плеча. Что она привыкла полагаться на мужчин, как на более умных и сильных.

4 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн и генерал Радлов ..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн и генерал Радлов .
         
5 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн в кабинете генерала Радлова..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн в кабинете генерала Радлова.

Почему же платье Джейн изумрудное?

Вспомните сказку "Волшебник Изумрудного города". Его жители носят зелёные очки и видят окружающий мир в искажённом свете. По сути, Изумрудный город – это обман. Но этот обман никому не приносит зла, а делает людей счастливее. Потому что он расцвечивает действительность, позволяя видеть вместо простого стекла изумруды.
   
6 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Генерал Радлов, Джейн и юнкера..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Генерал Радлов, Джейн и юнкера.

Появление обманщицы Джейн Кэлэген тоже не приносит никому зла. Да и дурных целей у неё нет. С ней весело молодым юнкерам, они получают новые интересные впечатления. Андрей Толстой чувствует, как в нём пробуждаются ростки первой любви. А в скучной жизни генерала Радлова появляются свежая струя и романтика. И пока что все довольны и счастливы.

Теоретически так могло оставаться и дальше. Если бы Андрей не влюбился в Джейн так сильно и страстно. Если бы в душе Дженн не возникли ответные чувства…
 
8 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн направляется на встречу с Радловым..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн направляется на встречу с Радловым.

Пурпурное платье Джейн

В тот роковой вечер, когда Андрей Толстой загубил свою жизнь, Джейн надевает потрясающе красивое платье - пурпурное, с рукавами из чёрного кружева. Создательница костюмов Наталья Иванова скорей всего не спроста так одела Джейн. У талантливых мастеров всегда всё продумано.
   
10 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн в пурпурном платье..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн в пурпурном платье.

Пурпур – это цвет, который напоминает нам о Древнем Риме. А там была не игра на сцене, а всё по-настоящему. Если актёр должен был погибнуть, то вместо него в финальном эпизоде выставляли провинившегося раба, которого убивали.

Об этом написал Пастернак в стихотворении "О, знал бы я, что так бывает"…
"…Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба".

Пурпурное платье Джейн подчёркивает приход судьбы в жизнь героев. Для Андрея она оказалась роковой, для Радлова – милостивой.
Наталья Иванова, и Никита Михалков скорей всего это стихотворение знали. Поэтому и платье Джейн в трагической сцене именно такое.

11 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн и генерал Радлов..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник" Джейн и генерал Радлов.

12 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Платье и причёска Джейн...jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Платье и причёска Джейн.. Искусственные цветы для прически Джейн, как и оскальные цветы в этом фильме, изготовила Ирина Мазаник

Почему же никто не понял, что Андрей Толстой бросился на генерала Радлова? Кроме юнкеров, разумеется. Это кажется странным. Ведь Андрей устремился именно к Радлову. Мы чётко это видим, потому что смотрим со стороны.

А если бы мы сидели в зале… Что должны были почувствовать зрители, когда один из актёров начал очень странно себя вести?

13 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн ищет Андрея, чтобы объяснить ему своё поведение с Радловым..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн ищет Андрея, чтобы объяснить ему своё поведение с Радловым.

Сперва он занервничал. Потом вырвал смычок у музыканта и принялся размахивать им, как шпагой. И вдруг с одержимым лицом устремился в зал.
Сидящие в креслах люди должны были ощутить животный страх. Ведь это был период революционного террора народовольцев. В марте 1881 года был смертельно ранен Александр Второй. Жертвами террористов стали и другие люди. И лишь после неудачного покушения на Александра Третьего (1 марта 1887 года) и разгрома народовольцев революционный террор в России прекратился на 15 лет.
   
14 Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Джейн в отчаянии зовёт Андрея..jpg
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Джейн в отчаянии зовёт Андрея.

Время действия "Сибирского цирюльника" – начало 1885 года. И, конечно, находившиеся в зале люди решили, что перед ними – очередной террорист. Что с того, что он – юнкер? Среди террористов хватало молодых дворян. Так что никто ничего не разглядел в состоянии ужаса и паники. Великий князь подумал, что убить собирались его. А кого же ещё? Он здесь – самая важная персона. А то, что "террорист" накинулся на генерала Радлова… Да просто тот встал у него на пути. И не важно, что тот даже не вставал с кресла.
 
Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998) 15 Capture.JPG
Вечернее платье, похожее на платье Джейн:, начало 1880-х.

Ну а дальше Толстой сам признаётся в покушении на Великого князя. И если кто-то из зрителей в чём-то сомневался, то теперь до него дошло, что убить Великого князя помешал именно генерал Радлов.


В качестве бонуса рассказ Ирины Мазаник про шелковые цветы, которые она изготовила для костюмов фильма "Сибирский цирюльник", не только для Джейн, но и для других персонажей


Увлеклась я изготовлением цветов совершенно случайно. Подруга позвала за компанию на занятия по цветам. Я много чем увлекалась, но никогда не хотела заниматься цветами из ткани. Искусственные цветы пугали искусственностью, непонятностью применения и неприятными ассоциациями.
Занятия вела Е.Вологдина, она была художником по цветам у В.Юдашкина. И я вдруг поняла, что цветы –  моё, это ведь сочетание цвета и формы.

Красила я с детства всё, что плохо лежало, а возможность создавать любую цветочную форму и сейчас кажется мне почти чудом! К тому же высокая планка с самого начала – цветы для моды – переводила это занятие из рукодельных в область дизайна.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник".

Цветы для "Сибирского цирюльника" были новой для меня и очень высокой планкой – XIX век остаётся временем расцвета цветочной моды.

Я впервые должна была делать цветы для исторических костюмов и сразу же столкнулись с тем, что никто не знает, какие же цветы "носили" в XIX веке.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)

Все, с кем я советовалась, считали, что были "натуральные" тщательно сделанные цветы, максимально похожие и узнаваемые.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Тогда узнать об историческом костюме можно было только в библиотеках и я больше месяца провела в бывшей Театральной библиотеке.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Цитата из издания 1863-го года "Модный журнал"
     
В конце XIX века в изготовлении цветов уже не только подражали природе, были великолепные сложные фантазийные композиции, где сочетались различные фактуры, разнообразные перья, бусины, бисер…

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Принцесса Виктория, немецкая императрица и королева Пруссии (1840 - 1901). Винтажное полутоновое фототравление конца XIX века.

Цветов на платьях было много, но платья не казались перегруженными декором.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"

В фильме мне хотелось цветами подчеркнуть "иностранность" героини и намекнуть на  развитие сюжета. Поэтому ушли от привычных роз - в фильме есть ветки из листьев, бутоньерки из фантазийных мелких цветов, а, например, для трагической сцены объяснения в театре были выбраны орхидеи.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Орхидея слева была сделана Ириной Мазаник не для фильма - она более нежная и хрупкая. Но красивая!
   
Совершенно случайно на примерке в мастерких Мосфильма увидела гинуру – это комнатное растение с бархатистыми зелёно-фиолетовыми листьями, вот такие листья гинуры из бархата оттеняли орхидеи из креп-сатина.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Гинура -  род растений из семейства астровых Слово "гинура" — греческого происхождения и означает "женщина с хвостом", данное растению за характерные длинные плети-побеги.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"
   
Цветы делались для отделки платья, поэтому важна была мода на ткани, их сочетания, разные виды отделки. Ткани для костюмов заказывались во Франции, стоимость их была очень внушительной. И никому не приходило в голову отдать остатки кроя для цветов, ведь обычно считается, что на цветы и 10см достаточно.
Костюмы для "Сибирского цирюльника" делала Н.Иванова, работать с ней было необыкновенно интересно, но и ответственно.  Она считала, что очень важно подобрать команду, которая будет изучать материал, предлагать свои решения.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Эскизы Н. Ивановой к фильму "Сибирский цирюльник"
   
Замечательно была организована работа. Обычно знакомят с эскизами, образцами тканей. Мы же знали сюжетную линию, трактовку характера героини, предлагали и обсуждали варианты декора. Не просто делались  цветы, из деталей создавался образ героини. Для меня этот фильм – школа работы в команде, где каждый работает на единый образ.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник". Незабываемый персонаж, почти чаплинский И в его создании цветы Ирины Мазаник сыграли большую роль.

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"

Два образа Джулии Ормонд в фильме Сибирский цирюльник (1998)
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"



     
Отсюда   Отсюда   Отсюда   Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не люблю монархистов. Люди они по-своему интересные, но слишком уж напоминают музейных работников, читающих лекции не в музеях, а в автомобильных пробках современных ...
На человеке шаль. По следам предыдущих публикаций... Закрадываются сомнения по поводу деревянной пуговицы-совы, что с ней поделать...некоторые считают, что упрощает... А некоторые завернутся - и не хотят покидать пристанище, и сова не мешает. ...
Сначала скажем о слове Крехкий. Оно на южнорусском диалекте означает Хрупкий . Его корень Крех-крошимость предмета . Есть русское слово Крохотный. Крохта=крошка. Оно от другого выговора слова Крох,Крохкий . Из слова Крох выводится еще одно существительное,которое показывает крохкость, ...
Помогите поймать взяточника Алексей Навальный — о том, как привлечь к ответу ...
Сейчас вот читаю новость на известном портале, что российские отели на праздник подняли цены на свои услуги. И повышение не копеечное, а в среднем составляет 68%! Конечно же некоторые россияне возьмут наверняка ещё несколько выходных дней и постараются хорошо отдохнуть. Дорогая валют ...