Два мира
mikle1 — 24.04.2024

Хотел писать про одно, а получилось совсем другое. Читатели виноваты (хнык-хнык), натолкнув в комментариях вчерашней статьи на очень серьёзную тему, конкретно: почему именно американский знаменитый журналист и блестящий интервьюер «поплыл» при объяснении ему прописных истин бытия русского народа, его отношения к к окружающей действительности. Для затравки – эпиграф. Нет, несколько выдержек из беседы, а после объяснюсь:
Т. Карлсон: Можно спросить? Вы говорите, что часть Украины на самом деле является русскими землями сотни лет. Почему тогда, когда Вы стали Президентом, вы просто не взяли их, 24 года назад? У вас ведь и оружие было. Почему Вы тогда так долго ждали?
***
Т. Карлсон: Вы Виктору Орбану говорили об этом, что он может вернуть себе часть земель Украины?
***
Такер Карлсон: Запад боится сильной России, однако Запад не боится сильного Китая.
Путин: Мы сейчас не будем говорить, кто кого боится, мы не будем рассуждать такими категориями.
***
Т.Карлсон: Я чувствую, что Вы испытываете горечь по этому поводу, я понимаю. Но почему, как Вы думаете, Запад тогда так вас оттолкнул?
Путин: Вы сказали, что я испытываю горечь от ответа. Нет, это не горечь, это просто констатация факта. Мы же не жених и невеста, горечь, обиды – это не те субстанции, которые в таких случаях имеют место быть.
***
Т. Карлсон: Позвольте, Гитлера уже 80 лет нет в живых, нацистской Германии больше не существует. А вы говорите, что хотите потушить этот пожар национализма. Как это сделать?
Путин: Послушайте меня. Ваш вопрос очень тонкий, он очень противный этот вопрос… И можно я скажу, как я думаю? Не будете обижаться?
Вы говорите: Гитлера нет уже столько лет, 80 лет. Но дело его живёт. Люди, которые уничтожали евреев, русских и поляков, живы. И Президент, действующий Президент сегодняшней Украины, аплодирует ему в канадском парламенте, аплодирует стоя! Разве мы можем сказать, что мы целиком выкорчевали эту идеологию, если то, что мы видим, происходит сегодня? Вот что такое денацификация в нашем понимании. Надо избавиться от тех людей, которые эту теорию и практику оставляют в жизни и стараются её сохранить, – вот что такое денацификация. Вот что мы под этим понимаем.
***
Т.Карлсон: Христианство – ненасильственная религия, Христос говорит: «подставить другую щеку», «не убий» и так далее. А каким образом лидер может быть христианином, если приходится убивать кого-то другого? Как можно это примирить в себе?
***
Для начала прокомментирую последний пассаж мистера Карлсона, у которого (говорят) отличное историческое образование. Не знать смысла высказывания «ударили по правой – подставь левую» для выпускника знаменитого Тринити-колледжа в Хартфорде, по меньшей мере, стыдно. Тем более, будучи истовым англиканином. В Иудее времён Христа удар по правой щеке (пощёчина наотмашь тыльной стороной правой руки, важен порядок действия) означал публичное оскорбление, данный конфликт разбирался на досудебном уровне, обычными старейшинами. «Подставить левую щеку» и получить по ней такой же удар – уже подсудное действие, намеренное унижение или избиение. Смысл фразы Иисуса: стерпи, но заставь обидчика задуматься, а нужны ли ему судебные тяжбы по составу тяжкого преступления. Это если коротко.
Идём дальше, к самому началу интервью, где чистопородный американец, представитель тамошних элит (мистер Карлсон – эталон успеха для янки, обладающий состоянием в полмиллиарда долларов), демонстрирует исключительный архетип обитателя Нового Света. Соответствующее мышление, само собой прилагается. Какое оно? На низовом уровне – возьми силой то, что можешь. Вот откуда такое искреннее: «Почему вы просто не взяли их 24 года назад? У вас ведь и оружие было!». Это раз.
Дальше чуть сложнее уровень взаимоотношения с действительностью, ярко проявившийся в тоже эмоциональном недоумении: «Вы Виктору Орбану говорили об этом, что он может вернуть себе часть земель Украины?» Перевожу с американского элитарного – если есть союзник со сходными интересами или любое беззаконие можно прикрыть правом сильного ... чего вы, туземцы бестолковые, теряетесь! Договорились тишком да ладком, пришли бы и решили свои вопросы. Особенно с такой мощной и безапелляционной «исторической базой». Лузеры какие-то (подумал мистер Карлсон).
Третье. Утверждение, словно из Книги Бытия: Запад боится сильной России, однако Запад не боится сильного Китая. И ответ Владимира Владимировича, что подобными категориями не стоит рассуждать. С дополнением, что «соседей не выбирают». Ещё один системный изъян архетипа истинного американца, привнесённый в культуру Нового Света переселенцами-колонистами из нищей, разодранной в клочья Европы. Где веками стукаются боками сотни государственных и полугосударственных образований, все друг у друга на головах сидят и бесконечно воюют друг с другом.
Европа (а потом Америка) всю дорогу при смене или реформировании собственных социальных парадигм обязательно утыкаются в шовинизм, расизм, религиозную или социальную нетерпимость, ксенофобию и войны. Ну не получается по-другому! Девяносто из ста типичных американцев, согласно исследованиям Института Гэллапа, имеют в голове деструктивную мифологию «универсального врага», всегда мечтающего разрушить его уютный мирок.
Насколько такое мышление можно считать шизофренией – не берусь ярлыки развешивать, но генезис понятен: Крестовые Походы, лютый антисемитизм, религиозные войны, охота на ведьм, агрессивная колониальная политика и оправдание геноцидов, многие другие реалии европейской цивилизации сформировали особый тип мышления. Где без «универсального врага» никак. Как следствие – ранжирование угроз и самовнушение: этого мы боимся больше, а другого – меньше. И железная убеждённость, что весь окружающий мир думает, воспроизводится и существует ровно так.
Четвёртое. «Гитлера уже 80 лет нет в живых, нацистской Германии больше не существует» ... чего вы к наследию покойника привязались? Такер Карлсон в очередной раз совершенно искренне удивлён, что русские столь несовершенны. Неспособны избавиться от «теней прошлого». Это можно назвать феноменом, исключительно американским душевным недугом. Если хотите – сознательным уходом от реальности, когда в угоду политическому моменту ведутся сознательные фальсификации истории в свою пользу.
Процесс начался очень давно, а после 2001-го года получил государственную целенаправленную поддержку в сознательной деградации общего образования. Именно поэтому добрые русские люди неприкрыто изумляются невежеству американских элитариев и политиков, безразличию простых янки к любой исторической памяти. И закономерному итогу – отсутствию объективной исторической картины происходивших процессов, очень больно начинающих карать в современности. Шекспир говорил, «прервалась связь времен».
Глубинные причины вышеприведённых изъянов мышления добропорядочного и успешного американца, коим несомненно является мистер Карлсон заложены в самом архетипе так называемого «американского духа». Построенного на предвосхищении всего и вся в парадигме «что я буду с этого иметь».
Очень глубокие исследователи-филологи убеждены, такое мышление связано с особенностями английского языка, когда будущее время сопряжено с глаголами «воли и поведения» (will = хочу, shall = должен). Прочие континентальные языки Евразии обозначают будущее статично, даже безвольно: нечто будет = имеет быть («иметь» – статическое владение, а не процессное воление). Так формируется ценностное понятие «истины».
Для янки она должна иметь ... конечную стоимость, прибыльность, маржу. То есть, быть кредитоспособной. Именно поэтому США живут в кредит, словно не понимая, что живут за счёт будущих поколений. И столь безразличны к наличности, считая хорошую кредитную историю в банке величайшим достижением. Вся страна вовлечена в биржевую игру, более 80% простых янки имеют на руках акции. Живя не в мире Истории, а хрестоматийной Футурологии. В попытке угадать завтрашнюю цену акций, курс валют, прогнозы на рост/падение рынка, отрасли, группы компаний, корпорации.
Архетип
Сложно? Предлагаю тогда заняться почти бытовым упрощением и постараться понять, что есть типичный американец. Держа в тылу мысль, что элита многие качества архетипа возводит в абсолют. Порой переходящий, как водится – в абсурд. Начну с того, что мировые настоящие цивилизации базируются на особых формах философии, классической национальной литературе, ярких культурологических особенностях. Что Вы знаете об «американской философии» или «американской литературе», внёсших в мировое наследие хорошо заметный и очевидный вклад? Не напрягайте память – нет такого.
Америка возникла, если рассуждать мистически – как общество «умерших людей», пересекавших Атлантику словно античные греки, отправлявшиеся в царство Аида. На лодке через реку Стикс. Смысловая нагрузка тоже понятна, так человек меняется, через смерть получает новое загробное рождение. Прибывая в Новый Свет, пилигримы-переселенцы попадали во вторую мистическую для их сознания реальность Нового Вавилона. Либо «плавильного котла», где грязная руда с примесями и шлаком прежних жизненных установок превращается в чистый металл. Чистый от корней происхождения, национальности, культуры своего места рождения.
Именно поэтому столь печальная судьба постигла аборигенов-индейцев, слишком цеплявшихся за свою землю. Их просто целенаправленно истребили «новые американцы», даже не пытаясь ассимилироваться, как всегда происходило во время больших миграционных процессах до той поры. В качестве иллюстрации можно вспомнить Латинскую Америку, где после эпохи грабежа, эпидемий и дискриминации наступила эра взаимопроникновения культур. Едва вопрос христианизации был решён положительно.
Американцы будущих США изначально начали решать вопрос радикально, как только их численность приблизилась к критической на побережье Атлантики. Варварское отношение к коренному населению и природе здесь приобрели фантасмагорические формы, всё измерялось акрами и количеством сырья, возможностью извлечь природные богатства и выгодно их продать. Так были вырублены вековые леса, уничтожены сотни миллионов бизонов в прериях, изгажены реки и озёра, истреблены прежние моральные устои отношения к земле и труду. «Новый человек» всё кроил по-новому.
Если уйти в мистику и символизм – то никогда американцы не выбирали себе «растительные тотемы» для культурного кода, предпочитая животных. Тем самым на подсознательном уровне отрицая связь корней с землёй, длительность процессов роста и развития. Эволюция была построена на стремительном прибытии из-за океана рабочих рук, интеллекта, творчества, компетенций. Не нужно выращивать своих гениев и рабочих, куда проще завозить в неограниченных количествах. И осваивать пространства, словно первопроходцы, ковбои, рисковые золотодобытчики и трапперы.
С их тотемами «Белого Клыка», «Краба», «Акулы», «Спрута», «Кита». Так к слову, напоминаю самые знаменитые литературные образы американской литературы Д. Лондона, Норриса, Драйзера, Хемингуэя, Мелвилла. Поэзия примерно такого же пошиба, почитайте Уитмена и Сэндберга. Простенько, незатейливо, без глубоких чувств, размышлений и глубины. Ровно так же произошло с христианством Америки, где протестантизм десятков течений, католицизм и щепотка православия буквально взорвались самыми дикими ересями и сектами. Исключительно законно, в рамках «свободы вероисповедания, плюрализма мнений и полной свободы личности».
Так и повелось, что в одном, самом малом городишке уживались несколько представлений о Творце. Для протестантов всех мастей он был «Бухгалтером-Счетоводом», щелкающим костяшками счётов и отмеряющим райскую благодать соразмерно нажитому достатку. Католики почитали жестокого и строгого Отца, негритянское население пело ему душевные песни, как родному Брату, а латинос видели Младенца под опекой взрослой и внимательной Богоматери. С полным отсутствием европейской зацикленности на хрестоматийной дьявольщине. Одним словом – общество подростков.
Как следствие, пренебрежение социальными и культурными механизмами торможения. В Америке испарялась чопорность англичанина, искрящая беззаботность итальянца, мелочность бюргера, застенчивость славянина, закрытость азиата. Свобода! Максимум естественности и непосредственности. Как отмечали путешественники – излишняя импульсивность, постоянное перевозбуждение, нервное напряжение, необдуманные реакции. И очень странная музыка назойливо-громкого салуна. Куда стекаются очень довольные собой люди после трудового дня, святая святых любого американца.
С доминирующим вопросом в любом разговоре, ведётся ли он в грязной таверне, деловой конторе или академической гостиной: «как это работает», «как улучшить», «как дешевле сделать». Пытливый ум на всех уровнях для достижения величайшей благодетели и американской мечты «Как заработать миллион». Именно заработать, а не украсть (хотя потом научились лучше всех в мире). Это старая догматика протестантов, сделавших безработицу страшным грехом, а вызывающим благословение Небес – образ «homo faber», человека трудящегося/работающего. С обязательной молитвой и тягой к риску.
Как всё уживалось в том архетипе? Как-то ... Культ изобретательства, постоянного стресса, готовности экспериментировать, поставить все фишки на «зеро», небывалая мобильность, азарт обжить новое место при минимуме образования и систематического повышения квалификации/умений. Поскольку культовыми являются совсем другие примеры достижения успеха, публичного признания, достатка и процветания. Тут главное «пиар и реклама», а не долго культивируемые личные качества, интеллект, мастерство.
Последствия
Столь сильная трансформация коллективного сознания, его небывалая лёгкость и некритичность к происходящим историческим событиям порождает одну хорошо известную химеру – мифологизацию. Она в американской историографии началась с самого начала государственности, Войны за независимость США 1775-1782 гг., когда колонисты подняли мятеж против метрополии Великобритании. А после случилась страшная национальная трагедия, едва не поставившая крест на существовании США – Гражданская война. Стоившая американцам кризиса идентичности, поскольку смерть сотен тысяч сограждан так и не была понята. А на вопросы «кто мы», «что нас объединяет», «что теперь делать» – не получили исторической оценки.
XIX век в Европе стал расцветом национальных империй и сильных централизованных государств, лучшие энциклопедические умы писали «национализирующие истории», способные сплотить нацию/державу. Как водится, создавался Пантеон национальных героев и мифов. Преимущество Старого Света было в том, что здесь было где разгуляться историкам, идеологам, философам, глубина веков позволяла складывать любые конструкции национального единства. У американцев была пустота, несколько исторических дат из времён обретения независимости, да страшная братоубийственная резня, так и не примирившая Север и Юг.
Так из банальной «зимовки Велли-Фодж» (военный лагерь Континентальной армии Джорджа Вашингтона во время Войны за Независимость США) сотворили такое эпичное событие, кто читал американские учебники/исследования на тему или наблюдал за ежегодными торжествами с обязательным присутствием президента – будет либо смеяться, либо искренне жалеть добрых американских людей. Коим впаривают грустное и рутинное бивачное мероприятие за эпохальную историю. Для понимания: представьте себе кутузовский «Совет в Филях» и умножьте его на Новый Завет...
Любой эпизод борьбы колонистов с малочисленными британцами обложен Монбланом исторических исследований, придавлен сверху Эверестом художественной литературы и произведений поп-культуры. Кинокартину «Патриот» видели с Мелом Гибсоном? Исторической реальности и батального размаха битв при Камдене, Коупенсе, Гилфорд-Куртхауз и других – знаете сколько? Они с огромным запасом уложатся в сухие строчки донесений из боевых журналов корпусов генерала Тучкова и поляка Понятовского во время арьергардных боев на Старой Смоленской дороге 1812-го.
Повторюсь – с огромным запасом по числу погибших, раненых, награждённых за подвиги с обеих сторон. Таким же образом новорожденные американцы придумали небылицы об Отцах-Основателях. Даже сам термин очень поздний, раньше в американской газетной истории были «отцы-пилигримы», «первые переселенцы», «строгие пуритане XVII века».
Но после войны за Независимость неожиданно появляется Поколение «founding fathers», в едином боевом порыве создавшее Свободную Республику. А цифры такие: в Северной Америке (и по дороге через Атлантику) от болезней умерло 12 тысяч британских солдат и пять тысяч немцев-наёмников, 6 тысяч – погибли в боях. Колонисты на полях сражений потеряли 25 тысяч человек, 50 тысяч – от болезней и ранений. Эпическая семилетняя история.
Не менее накручено мифологии вокруг Джорджа Вашингтона, главнокомандующего Объединенной армией Колоний и первом президенте США. Уж сколько собрал толстенных томов об этом «бесстрашном историческом и легендарном лидере, рыцаре без страха и упрека, моральном ориентире американского народа на все века ... страшно представить. И устал объяснительные личному казначею (в обиходе – жаба душная) строчить, с какой такой целью бюджет на подобную чушь тратил по молодости лет. Вся данная историческая помойка сродни художественной литературе о маленьком и кудрявом Володеньке Ульянове для октябрятского возраста.
Но американцы исписали сотни тонн книг, разбирая на молекулы каждый выдох и вдох Вашингтона, чуть менее стоп макулатуры посвящено Томасу Джефферсону и Бенджамину Франклину. Каждая цитата, ненароком брошенная фраза, чих и (пардон, дамы) пук – это предмет многотомных исторических исследований. Ставший каноном ещё в конце XIX, окончательно оформив ореол величия Отцов-Основателей. По сути: рабовладельцев, жутких пройдох, интриганов, лжецов и политических приспособленцев. Из той эпохи самое ценное можно вынести ... разве что цитату Франклина «Время – деньги», как главный ориентир настоящей американской идентичности.
Выводы
Надеюсь, вполне доступно объяснил, как формируется фундамент национальной идентичности. Если Европа, а тем более Азия располагает бесчисленными национальными легендарными героями из невообразимой тьмы веков – то американцы наспех сляпали подобный пантеон из людей, по историческим меркам ... почти современников. На основе баек, россказней трапперов и колонистов, газетных вырезок «желтой прессы». Тамошний супер-герой XIX века катается верхом на крокодиле, за пять миль выстрелом бьёт белку в глаз, на лихом скакуне перемахивает Потомак, сотнями укладывает злобных индейцев охотничьим ножом и вообще – управляет погодой.
Отцы-Основатели, первопоселенец Даниэль Бун, легендарный борец за свободу Техаса Дэви Крокетт, миссионер Джонни Эпплсид ( «Джонни Яблочное Зерно») и десятки других персонажей ковбойских сказок у костра – стали мейнстримом, магнитом притягивая к себе более фундаментальные псевдоисторические исследования. С одной лишь задачей – максимально увеличить летопись США, наполнить её хоть какими-то страницами. Нужно сказать – это получается.
Объясню логику американцев и столь любимый ими «миропорядок на правилах». Он касается истории в том числе. Святая святых США – преемственность и устойчивость существующих институтов государства. Янки из-за собственного архетипа полностью отрицают (на обывательском уровне чуть-чуть образованного человека) классическую для Евразии модель преемственности исторических эпох, национальной идентичности.
Для них Россий ... несколько. Одна была при Рюрике и его прямых наследниках. Закончилась – и тут нужно ставить точку, поскольку появилось «лествичное право» и новый правовой Кодекс. Пришла Орда – новая страница и новое государство. Московское Царство и Российская Империя тоже две разные исторические эпохи и само собой – чуждые друг другу государства с отдельной историей каждого. Большевики СССР, независимая Россия – из той же оперы.
А что же такое США? В такой логике – одно из самых древних государств «цивилизованного мира». Аккурат с 4 июля 1776 года существует в практически неизменном виде, сохранив с рядом косметических изменений атрибуты устройства: флаг, валюту, язык, институты права, систему выборов.
Сообразно историческому процессу и прогрессу «гуманистических взглядов» дополняли Поправками незыблемую Конституцию, эволюционировали в правовом поле для осознании личных свобод гонимых и презираемых ранее социальных групп (женщины, чернокожие, всякие экстремистские меньшинства). Все ради развития индивидуальной свободы граждан, как и было заповедано Отцами-Основателями.
Четверть тысячелетия – вам мало для настоящей древности и устойчивости? Когда в Евразии за это время чего только не поменялось: от форм правления – до переделов границ и смены социальных формаций с перемещениями народов. Поэтому нам с американцами никогда не понять друг друга, мы для них вздорные и вечно воющие туземцы. С непонятной тягой к развалинам, памятникам, давно исчезнувшим историческим персонажам и неподкреплённым ничем самомнением, ложной аргументацией «древности».
«Демократия» США – одна из самых старых и устойчивых, именно поэтому она обязана приноситься даже силой в любой уголок планеты. Ругать Гитлера с его идеологией бессмысленно, поскольку Третий Рейх не имеет отношения к ФРГ, а венгры могут воссоединиться с одноплеменниками, если на то им достанет силы или хитрости. Вот с кем разговаривал Владимир Владимирович намедни, вызывая почти детские эмоции удивления и непонимания.
Поэтому, когда мы с таким же изумлением смотрим на поведение политических элит США с их патологической тягой переписать историю всем на свете – помните об архетипе Нового Вавилона. В нём всё идеально и хорошо с точки зрения «рекламы и пиара», с одной лишь поправкой: рухнет, как и Старый. Поскольку без фундамента не построишь высокое строение, без прошлого не разглядишь будущего. А канон «здесь все понарошку, кроме денег» вряд ли можно считать национальной идеей. Такие вот мысли сегодня будут...
Отсюда: https://jurii45.livejournal.com/757966.html
Первоисточник: https://dzen.ru/a/ZciHzPMLFGIVmXRs
|
|
</> |
Онлайн-ТВ как часть цифровой медиасреды
Балашиха. Онкоцентр. Часть 10
Прекрасное недалеко
Принц Уильям посетил северный Уэльс
Без названия
Мы одних электронов. Фраза 103
Укатывание горками красного сивкА
Царь Николай Второй
Откуда пошло выражение "мух давил" + Shadowen трeйдeр и Нося, которую давить не

