Два костюма из сказки "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1977)
nash_dvor — 25.11.2023
Фильм-сказка "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" вышел в 1977
году, когда советская творческая интеллигенция вовсю увлекалась
народными мотивами, называя их при этом модным городским словом
"рустикальность", в переводе "деревенские или сельские мотивы".
Вспоминали старину, собирали иконы, украшали кухни самоварами и
изделями народных промыслов типа хохломы или гжели. Моду эту
показывали в фильмах, а в фильмах -сказках она еще переплеталась и
с другими сказочными и историческими мотивами
Не обошел тренд на рустикальность и сказку "Как
Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Когда вы смотрели фильм, вы обратили внимания на одежду главного
героя, которого играл Олег Даль? Kосоворотка - и
вязаная! На толстых спицах.
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Ленфильм. Художники по костюмам — Нателла Абдулаева,
Виктория Могилянская
И на его оригинальную шляпу. Плетеную, похоже.
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Ленфильм. Художники по костюмам — Нателла Абдулаева,
Виктория Могилянская
Рубаха-косоворотка прямого покроя, из пряжи цвета
неотбеленного льна, рукава из темно-серой пряжи.
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Ленфильм. Художники по костюмам — Нателла Абдулаева,
Виктория Могилянская
Рукава украшены цветками из той же пряжи, из которой вязали
лиф. Узор неопределенный: то лицевые, то изнаночные петли. Скорее
всего, это должно напоминать структуру ткани из грубого
натурального льна. Шерсть, по-видимому...
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Ленфильм. Художники по костюмам — Нателла Абдулаева,
Виктория Могилянская
В свитерах на Руси не ходили, это позднее модное
заимствование. Вязали ли на Руси рубахи? Да вроде нет, их
шили из ткани, которую ткали из льна, из конопли. В
музеях хранятся.
Но посмотрите вот на это вязаное нечто. Это
власяница или хитон. В наше время так называют длинную рубашку из
простой ткани, а раньше власяница ткалась (и вязалась, как на этом
фото) из верблюжьего волоса или овечьей шерсти (отсюда и ее
название) и надевалась на голое тело, причем жесткий волос все
время больно его колол. Если вы не любите носить бабушкины носки из
самопряденой суровой пряжи, которые "кусают" (говорят, это
своеобразный лечебный массаж стоп, раздражение точек на подошве,
отвечающих за иммунитет организма), то можете представить себе
ощущения монахов, которые носили власяницу для умерщвления
тела.
Власяница и четки, которые, по преданию, принадлежали Нилу
Сорскому, жившему в 15 веке. Кирилло-Белозерский монастырь.
Это связано не крючком и не на спицах, это древнее вязание
иглой.
Так, если художники по костюмам Н. Абдулаева и В. Могилянская
с режиссером Н. Кошеверовой видели эту вязаную власяницу в книге
или в музее, пока изучали музейные экспонаты для создания одежды,
то они могли бы вдохновиться ею. Ведь в фильме Иванушка-дурачок как
бы не от сего мира, со своими представлениями о добре и зле, словно
юродивый. Юродивые как раз носили власяницу.
Хотя с другой стороны в 1970-х в СССР необыкновенно популярны
вязаные вещи - рустикальный стиль (деревенский, но
по-модному)
В том же фильме баба Варвара, которую играла гениальная
Татьяна Пельтцер, "всесоюзная бабушка", -- была в пестрой
кофте.
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Ленфильм 1977 год. Художники по костюмам — Нателла
Абдулаева, Виктория Могилянская
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" Ленфильм
1977 год. Художники по костюмам — Нателла Абдулаева,
Виктория Могилянская
Это чем-то сильно напоминает городской русский костюм,
модный на рубеже 19-20 века в Российской империи!
Слева верх костюма из Метрополитен музея, США. Справа целый
костюм - кофта, фартук и юбка европейского покроя.
Их носили гражданки и дворянки, которые хотели иметь что-то
народное, петь русские песни и готовить русские блюда, но не желали
носить традиционную одежду крестьян -- типа "меня это полнит!". Кто
изобрел этот костюм, неизвестно.
Городской русский костюм был очень популярным, даже пришел в
деревню, как городская мода, сохранился до 1920-х годов.
До революции было популярно фотографироваться в таких костюмах на
память.
Слева Валерия Мяздрикова в народном костюме во дворе дома. Муром
1903 г. Справа Елизавета Валерьевна Фокина (в замужестве
Синцова).
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" Ленфильм
1977 год. Художники по костюмам — Нателла Абдулаева,
Виктория Могилянская
У этой рубахи покрой не европейский, ближе к традиционному
русскому -- простой квадрат, рукава соединены с лифом по прямой,
часто с ластовицей. Их шили из вышитых отдельных полос с
крестьянскими кружевами. Крестьянки вышивали эти полосы и плели
кружева на продажу.
Л. Б. Скляр, "Костюм в русском стиле", Москва, 2013
Правда, в фильме у бабы Вари кофта другого фасона, с
застежкой. И больше напоминает кофту-казачку с баской.
Кадр из фильма "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"
Ленфильм 1977 год. Художники по костюмам — Нателла
Абдулаева, Виктория Могилянская
Художники по костюмам в фильмах-сказках никогда не создают
историческую одежду, у них всегда полет фантазии при создании
образа. И вот тут вот получилось сочетание русского городского
костюма и костюма казачки, причем в традициях рустикального
тренда 1970-х
Отсюда Отсюда