Два года. Веня

Новый этап Вениной жизни стал обозначаться в начале декабря 2008 года, когда пришлось расстаться с нашей няней Людмилой Викторовной, которую Веня прозвал "Михитовна". Поначалу без няни пришлось тяжело, хотя в целом избавление от няни - благо, которое оценить могут лишь те, у кого няня была. (На тысячу случается и одна идеальная няня, и среди наших встречалась и такая, но вообще о том, какое бедствие представляют собой няни, можно написать книжку. Хотя иногда они очень облегчают жизнь, и мы им благодарны.) К концу года мы с Ладой остались без работы, и настали благословенные полтора месяца: мы спокойно проживали выходное пособие, радовались жизни, проводили все время друг с другом и с детьми.
В действительности новый этап Вениной жизни начался в феврале 2009 года, когда Лада вышла на работу в журнал "Компания" арт-директором. За неимением иных вариантов, сидеть с Веней дома остался я - так продолжалось до мая 2010 года, когда Веня начал ходить в детский сад. Колоссальную помощь нам оказывали мама и Наташа, к которым Веня продолжал ездить на два дня в неделю. И все же большую часть времени на протяжении этих 15 месяцев с Веней довелось провести мне. С одной стороны, было трудно, и многое делалось неправильно в тот период. С другой, он невероятно нас с Веней сдружил. Прежде для Вени во многих случаях мама была по умолчанию "номером один", что вполне естественно для любого ребенка: по многим поводам Веня кидался к Ладе, а не ко мне, и она была ему Главный Друг. Вынужденное сидение с Веней дома подарило мне счастливую возможность стать Вене еще одним Главным Другом: Лада для него по-прежнему "номер один", но нередко и я тоже. И, конечно, Варя, особенно когда они придумывают общее дело вроде постройки шалаша.
Многие моменты того периода сейчас странно вспомнить. И для Вени, и для меня долгое совместное пребывание вдвоем было внове, и нередко я шел у него на поводу, теряясь от его фамильного упрямства и от радости, что мы дома вместе. Одним из главных развлечений той поры было уложить Веню днем спать и полчаса подремать самому. И был достаточно длинный период - месяц или два, Вене уже пошел четвертый год - когда укладывание проходило так: сперва мы читали "Царевну-лягушку", потом "По щучьему велению", потом сборник "Глупая лошадь" ЦЕЛИКОМ, и только после Веня соглашался начать засыпать. Даже с учетом того, что две сказки читались в относительно упрощенном издании, суммарный объем текста - неслабый, и я не понимаю, как мог настолько Вене поддаться. Однако поддавался!

И, возможно, не зря, поскольку главная вещь, происшедшая с Веней за это время: он научился и полюбил читать. К концу 2008 года, в неполные три, он всех поражал тем, что мог прочесть наизусть "Сказку о рыбаке и рыбке" с начала до конца, хотя и едва ли понимал смысл. Несколько месяцев спустя он ее забыл, а в три с половиной был полностью поглощен серией книг "Гора самоцветов", в которых поначалу рассматривал картинки. Однако то, что мы с первых дней ему читали, а в три года стали с ним заниматься азбукой, не прошло даром: в четыре он научился читать, и сейчас чтение - одна из главных радостей для него.
Другая вещь, еще более радующая Веня и меньше - его родителей - мультфильмы. (Последнее время, правда, он жил на даче, где в отсутствие компьютера почти о них не вспоминал.) Эта Венина страсть началась с того, что в апреле 2009 года Вика Ващенко с семейством подарила нам два диска; на одном любимая и поныне, хотя и приевшаяся, "Гора самоцветов". На другой - сборник мультфильмов, из которых Веня любил не все и некоторые просил проматывать (он еще не умел пользоваться пультом, теперь давно с ним на ты - как и с компьютером, но для нынешних детей это, видимо, обычное дело), однако там было немало хороших: "От двух до пяти", "Как ослик счастье искал" и многие другие (тогда я еще помнил их полный список по порядку). Был мультфильм про колобка, подаривший нашей семье фольклорного персонажа "Колобок ножкин". Возник он потому, что Веня, в ту пору говоривший уже свободно, но невнятно, после просмотра этого диска радостно - и вполне отчетливо - кричал:
- Колобок ножкин! А в авоське! На именины!
В оригинале, как выяснилось, было: "Колобок внучке от бабушки на именины", то есть по крайней мере половину Веня воспроизводил правильно. Иное дело - фраза, навсегда оставшаяся загадкой и родившаяся полгода спустя. Тогда мы сводили Веню на Большой фестиваль мультфильмов, где купили ему диск с лучшими произведениями Татарского. Особенно полюбив "Ворону" и "Прошлогодний снег", а особенно "Будильник", Веня стал говорить следующую фразу:
- У-а-у, о-и-о, напùсю я назло! (Разделение по словам условное.) Притом он уверял, что это из "Будильника". Но там ничего подобного нет!
В мае прошлого года Веня начал ходить в детский сад. Я поначалу был против, как бывает почти со всеми новшествами, хотя и не мог не видеть того, что во дворе Веня сломя голову бросается к детям любого возраста: ему очень не хватало компании. Веня поначалу тоже был против и первые дни плакал. Однако Лада советовала потерпеть и была права: месяца не прошло, как Веня стал ходить туда с удовольствием. Правда, и с садом повезло - кто бы мог подумать, что, не попав в сад в своем районе, мы попадем в грузинский детский сад в центре! Осенью, после летнего перерыва, Веня с радостью пошел туда вновь. Когда наконец нашлось место в саду рядом с домом, и мы сходили туда на разведку, то колебались недолго: сад в центре оказался привлекательнее по всем параметрам, кроме времени на дорогу, и мы ходим туда по-прежнему.
Наконец, важным свершением в жизни Вени стал поход, куда он год назад отправился с нами впервые. Как и с садом, я был против, а Лада за, и опять она оказалась права. Правда, Веня - мальчик повышенной мобильности, и случай на даче у наших друзей, где он промочил несколько комплектов обуви и одежды, имел немало шансов повториться в походе в большем масштабе. А когда мы были на пикнике и он убежал в лес, даже Лада засомневалась насчет похода. Однако Веня и тут нас удивил: промочив ноги в первый день, он ни разу этого не повторил, не убегал, не прыгал с катамарана, не утопил ни одного сапога - в общем, не добился славы Дани Брука. И мы очень рады тому, что теперь уже уверенно идем в поход всем семейством, с Варей и Веней!
Двухколесный велосипед Веня пока не освоил. Зато очень лихо научился ездить на багажнике. И говорит, что хочет стать доктором, художником и музыкантом.
|
</> |