Два дня с Пляттом...
picturehistory — 30.06.2023Мне посчастливилось лицезреть Ростислава Яновича Плятта дважды. За двое суток. Вечером и утром. На спектаклях театра имени Моссовета, моего любимого московского театра. И было это в далёком уже 1988 году…
Помнится, я в то время был проездом в столице-матушке и не преминул возможностью посетить театр, благо, с превеликим трудом мне тогда удалось приобрести билетики на спектакли. На вечер, и на утро. Как потом выяснилось – судьба оказалась пророческой…
Итак, вечером я был почти счастлив: вожделенный квиток на смешной спектакль по произведению Боккаччо “Декамерон” привёл меня аккурат на первый ряд. Я сидел перед сценой и, затаив дыхание, с любопытством разглядывал погружённые в полумрак декорации, ожидая, когда начнётся действие…
Первыми на сцену вышли Юрский с Теняковой. Я сразу заметил напряжённость в их взглядах. Они произносили текст, а сами отчего-то тоскливо переглядывались. Как будто что-то произошло за кулисами…
Через минуту появился ОН. Легендарный Плятт шагал со стороны правой кулисы, сильно хромая (много позже я узнал о том, что это были последствия перелома шейки бедра), и помогая себе резным бадиком при ходьбе. С его появлением, в зале раздались громкие аплодисменты. Артист прервал свой шаг, поклонился в темноту зала и проследовал к Юрскому с Теняковой. Взгляды последних тут же испуганно насторожились. Думаю, всё это хорошо видно было именно с первых рядов…
По ходу действия актёры хохмили, постоянно переодевались и гримировались прямо на сцене. Для этого нужно было только шагнуть на авансцену…
А потом началось…
Плятт по ходу действия не рассчитал шаг, наступил на больную ногу и, спускаясь с авансцены, упал. На спину. Бадик отскочил в сторону, а актёр беспомощно начал делать попытку подняться. Тенякова с Юрским бросились ему помогать, но тот был слишком тяжёл.
-- Да-да! – бормотал себе под нос Ростислав Янович, стараясь буквально ухватиться за воздух.
Наконец-то, его удалось поднять на ноги. Зал с ужасом наблюдал за происходящим…
Надо отдать должное, действие спектакля не прекращалось. Как будто ничего не случилось…
Все участники спектакля после этого случая как-то сразу успокоились, хотя Юрский ещё один раз подставил плечо под неуверенное движение Плятта, когда тот начал по ходу действия терять равновесие…
В перерыве спектакля один театрал, с которым мы познакомились в вестибюле, изучая волшебное платье Веры Марецкой, висящее в театральном музее, настороженно взглянул на меня и поинтересовался:
-- Ну, как? Видели, как народные артисты падают?
-- Видел! – тоскливо вздохнул я…
Весь вечер произошедшее в театре Моссовета не выходило у меня из головы. Я вспоминал могучую фигуру Плятта, и мне было его искренне жаль…
А на следующее утро я снова отправился в театр. Уже на дневной спектакль. Больше всего боялся, что заявленный в программке Плятт будет заменён. Нет! Спектакль был на современную тему и актёр практически всё время просидел в кресле. Играл какого-то дедушку в толстом свитере и мягких тапочках и лишь изредка вставал, делая променад вокруг собственной оси. Все были рады видеть легенду театра и кино в относительном здравии…
А 30 июня 1989 года его не стало. 34 года назад. Остались только воспоминания любящих его зрителей…
Покоится на Новодевичьем...
|
</> |