Душа моя, Мария (1993)

Разумеется это упрощение в духе Зигфрида Кракауэра, но соответствующая хронология реально выстраивается и вполне может быть симптомом. Впрочем самый яркий пример такой эволюции, в виде дилогии Вячеслава Никифорова, явно выпадает за выстроенные мной хронологические рамки, так как начинается с эталонной перестроечной притчи, только снятой уже в 93-ем. И заканчивается, уже в 99-ом, картонным боевиком про рейнджера. Впрочем я давно заметил что белорусское кино начала девяностых существовало в каком-то своём, особом ритме, сильно отличавшемся от российского.
Никифоров в целом выглядит вполне стандартным советским режиссёром. Краснознамённые фильмы в семидесятые, криминальные сериалы в нулевые. Проверять целиком его фильмографию у меня лично нет ни сил, ни желания, но я уже видел один его советский сериал. И он меня вполне заинтриговал. Просто в ходе внимательного изучения творчества Луцика и Саморядова я решил посмотреть целиком комитетский эпос «Государственная граница», для сравнения написанного ими последнего сезона с общим уровнем. Так вот, картонная поделка моих любимых сценаристов оказалась одной из худших, они там безнадёжно схалтурили. Ну а лучшим сезоном оказался именно пятый сезон, снятый Никифоровым. Его «Год сорок первый/Год сорак першы» неожиданно для соцреализма оказался буквально переполненным символизмом и предчувствиями. Там ощутимый процент одной из серий был отдан кошмарным снам пограничников в последние часы перед атакой, меня это очень впечатлило. Именно эту эстетику он и развернул в «Марии».
Пишут что фильм является экранизацией пьесы Михлеева «Третий ангел вострубил». Ясно что речь идёт о Дмитрии Михлееве , но никаких следов этой пьесы я пока не нашёл и не могу сравнить с финальным продуктом. Фильм очень камерный, реально похожий на пьесу с несколькими персонажами. По большей части хронометража - всего двумя. Старым самогонщиком и Ангелом Смерти. Белорусская готика в чистом виде, прозрачная как слеза комсомолки.
Итак, жил был старый дед Микола Ахремчик. Жена умерла, сын в армии, зато деревенские уважают за качество продукта. Уйдя в очередной раз подальше от людей, для производства и дегустации, наш герой слегка перестарался и очнулся через несколько дней. С жутким похмельем и в новом, пугающем мире. Река в странной пене, людей вокруг нет. За исключением очень загадочной барышни. Большая часть фильма - бенефис Владимира Самойлова. Играет он хорошо, вполне вытягивая задачу. Поставленная рядом с ним в качестве мебели Алла Хоменко в основном так и стоит в необычных позах. Из их взаимодействия можно нарезать кучу кадров для мемов про скуфа и альтушку. Иногда появляются второстепенные персонажи типа случайного мародёра (почему-то с цыганскими детьми) или примчавшегося на выручку сына. Часть этих эпизодов вообще бессмыслена, но зато мы узнаём что ангела больше никто не видит, зато она сама при желании может всех их поубивать. Идеальная, кстати основа для хоррора, Зона как место прорыва в иное. Но Никифоров снимает притчу. С влюблённостью ангела в алкоголика и регулярными заходами в поэтическое кино.
Зато часть видений действительно хороша.
Душа моя, Мария (1993) [файлом с телеги]
|
</> |