Духовный центр Армении
tata-lind — 09.04.2024Эчмиадзин или Вагаршапат – место, куда надо обязательно съездить, будучи в Армении. Тем более, что это совсем рядом с Ереваном – каких-то 20 км по прекрасной дороге.
Зачем туда ехать? В Армении множество храмов и монастырей, но Вагаршапат – это, пожалуй, место их наибольшей концентрации. И, конечно, неслучайно: ведь еще в самом начале принятия христианства армянами здесь был построен кафедральный собор и другие церкви.
Чтобы не путаться. Город называется Вагаршапат. Так скромно назвал его царь Вагарш I, который основательно перестроил его в 2 в. Именно перестроил, ведь и до этого тут существовал город, который опять-таки восстановил князь Вардгес еще в 6 в. до н.э. То есть совершенная древность)
А Эчмиадзином город назвали в 1945 г., потом, правда, в 1992 г. опять переименовав в Вагаршапат. Теперь как-то параллельно существуют оба названия, в общем, в любом случае тебя поймут, какое бы ты не произнес)
Хотя Эчмиадзин – понятие, на мой взгляд, более узкое. Так называется монастырский комплекс в Вагаршапате. Это духовный и административный центр Армянской апостольской церкви. А поскольку он еще и входит в список ЮНЕСКО, и здесь находится музей Сокровищница Эчмиадзина, то ехать сюда надо)
И надеюсь, что кафедральный собор, наконец, отреставрируют и откроют, и можно будет насладиться его красотой. Нам с этим, увы, не повезло.
А храм стоит посещения однозначно уже хотя бы из-за своей долгой истории, которая началась еще в 4 в. И место для него было указано Григорию Просветителю самим Иисусом Христом, почему он так и называется: Эчмиадзин – «Сошествие Единородного».
Сначала собор был деревянным. А сам Вагаршапат развивался, и в начале 5 в. Месроп Маштоц основал здесь первое учебное заведение, где обучение велось с помощью созданного им алфавита. Но и это происходило уже в тяжелые времена, которые продолжаются в Армении, кажется, беспрерывно. И в том же 5 в. Вагаршапат перестал быть столицей и духовным центром на долгую тысячу лет.
И только в 15 в. Эчмиадзин стал опять резиденцией Католикоса всех армян.
А собор тем не менее продолжал свою жизнь. В 7 в. он был перестроен в камне. Правда, в начале 17 в. иранский шах Аббас I решил перенести соборный храм по частям в новую столицу государства Исфахан. Представляете: целый огромный храм. К счастью, план не был реализован, но часть ценностей все-таки увезли в Ванкский собор.
В середине 17 в. построили трёхъярусную колокольню, а чуть позже с трех сторон возвели шестиколонные ротонды.
Собор, конечно, главная достопримечательность Эчмиадзина. Но давайте вернемся ко входу, с которого и начинается знакомство с этим удивительным местом.
Главный вход с улицы Араратян - это ворота знакомых нам уже персонажей, которых я чаще всего упоминаю в рассказах про Армению, а именно Святого Григория и царя Трдата III.
Рядом с воротами - алтарь под открытым небом, где летом проходят праздничные службы. Их построили в начале 21 в., к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства.
Справа от входа - Духовная академия имени Католикоса Геворка IV, построенная в 1874 г. За ней - храм Святых Ангелов – его лучше всего видно при подъезде к Эчмиадзину. Построен он в начале 21 в.
Напротив семинарии - матенадаран (хранилище рукописей), 2012 г., построенный на средства армян-лондонцев Ваче и Тамар Манукянов .
Дальше идем по аллее к Кафедральному собору.
Монашеская резиденция
Справа от собора огромная крещальня начала 21 в.
И перед ней несколько памятников. Из хачкаров «составлен» монумент жертвам геноцида армян 1915 г.
За собором – еще одни ворота царя Трдата III . Возможно, здесь раньше стоял царский дворец.
А за ними резиденция Католикоса. В это сердце монастыря попасть можно, но фотографировать на улице там нельзя. Только внутри, в самой Сокровищнице Эчмиадзина, куда зайти можно только с экскурсией.
Оно того стоит, поскольку можно увидеть настоящие святыни: наконечник копья римского сотника Лонгина, которым он пронзил Христа на Голгофском кресте, частица креста, на котором был распят Спаситель, частица тернового венца Христа, десница святого Григория Просветителя и частица Ноева ковчега.
Про копье я писала в посте про монастырь Гегард, где оно и хранилось много лет. Но опять-таки сложно сказать утвердительно, поскольку таких копий существует несколько)
Раз тут недалеко Арарат, то вполне логично предположить, что что-то от Ноева ковчега здесь должно было сохраниться. И так есть: окаменевшая доска, которую обрёл в 4 в. монах Яков Низибрийский, пытавшийся взойти на священную гору. У нее отсутствует угол – его католикос Симеон Ереванский подарил Екатерине II, и сейчас он хранится в Даниловом монастыре.
В общем, Эчмиадзин, бессомненно - место концентрации религиозного чувства, мысли и их материальных подтверждений.
|
</> |