Дух ручья
alaev — 29.09.2023 Вспоминая о былых временах, когда люди поклонялись духам ручьёв, рощ и пещер, принято над ними посмеиваться. Схема при том довольно логичная: дух ручья время от времени посылает человеку рыбу, а тот чтит его и иногда приносит жертвы (не обязательно человеческие, конечно). Но мы как-то привыкли считать, что духа на самом деле не существует, а рыбы плодятся в ручье по законам биологии.Но кому тогда приносит жертвы современный человек? Чьего гнева он боится, и на чью милость надеется, с трепетом ожидая, что милость явлена не будет? В такой постановке ответ кажется несложным: он боится своей социальной группы. Если состоит в нескольких, то будет бояться нескольких, больше тех, которые посильнее. Социум это тёмная, могущественная и непредсказуемая сила, от которой он полностью зависим. Вероятно, в такой (объективно непростой) ситуации в сознании запускается механизм, который можно назвать поклонением. Силой нельзя управлять, но её можно попробовать задобрить.
Как же её задобрить? Вообще, способов много, но один из самых подходящих - нужно высказывать мнения, которые в данном социуме популярны. Изо всех сил показывать, что ты свой, а не какой-то чужак себе на уме, который неизвестно что думает. Ну или вообще диссидент и первый кандидат на остракизм. Если мы будем рассматривать эту тактику как старое доброе поклонение духу, то многое станет куда менее мутным.
Базовая черта поклонения это иррациональность. Всё это в целом вполне универсальный механизм, существующий с незапамятных времён, но сейчас, во время войны, его маслянистые внутренности совсем уж откровенно выперли наружу. Люди с разных сторон не ведут никаких осмысленных дискуссий - в чём можно переубедить жреца враждебного духа? Его надо или уничтожить, или хотя бы изолировать. Твой дух даёт тебе рыбу - а что может дать чужак? Только бесконечную подозрительную болтовню.
Ну а что же автор этих строк, он-то уж наверное никому не поклоняется? Нет, я сам вовсе не свободен от этих чувств. Более того, они столь важны для меня, что о них не всегда хочется говорить публично. Но есть некоторая надежда, что я достаточно способен к рефлексии, чтобы удерживать чувства под контролем и вести какие-то содержательные переговоры. Хорошая рефлексия, к слову, это довольно тонкое и вовсе не массовое искусство.
Константин Крылов в своё время со своей странноватой проповедью странноватого русского национализма как будто хотел сказать что-то важное на ту же тему. Что в этом террариуме духопоклонников нормальному человеку просто так не выжить. Нация, как одна из базовых социальных групп, может дать ему какой-то шанс.
|
</> |