Другие ЛЭК


Как я уже писал — существовало много вариантов РН Вулкан. В том числе и такие которые позволяли обойтись без двух запусков. И тормозной блок (который стал посадочным) и взлетный — были состыкованы изначально и запускались одной ракетой.

Модельку и такого ЛЭК изготовили и она есть в музее. Пимпочка наверху — это сменная часть модели, а не такая двухэтажная конструкция ЛЭК

Вот он в разрезе. Видно что взлетная ступень унаследовала свою конструкцию от лунного корабля программы Л-3. Спускаемый аппарат от Л-3 установлен внутри обитаемого отсека. А посадочная ступень напоминает такую же ступень Аполлона. Интересным элементом конструкции всех ЛЭК является то, что обозначено цифрой 4. Это сбрасываемая шлюзовая камера.

Она позволила решить одну проблему доставшуюся от программы Л-3.
Дело в том, что взлетая с Луны — хорошо бы оставить на ней все что уже не понадобиться при возвращении на Землю. Например американские астронавты оставляли на Луне ранцы системы жизнеобеспечения. При взлете они подключались к системе жизнеобеспечения лунного модуля, а на случай аварийного перехода в командный модуль через открытый космос у них имелись легкие аварийные комплекты системы жизнеобеспечения.

Первоначально такие же скафандры хотели использовать для Л-3. Они назывались Орел и имели мягкую конструкцию с отдельным ранцем.

Однако, в отличие от американской программы в Л-3 переход через открытый космос был штатным и при расстыковки при посадке и при возвращении с Луны. И на Луну опускался один космонавт, а значит ему было некому помочь при снятии ранца и замены его на другой, облегченный.

А потому в итоге остановились на другом скафандре — Кречет. Он имел полужесткую конструкцию и несъёмный ранец жизнеобеспечения.

Ранец образовывал дверь для входа и выхода из скафандра, что было гораздо удобнее, чем герметизация мягкого скафандра и навешивание на него ранца.


Но за все приходиться платить — и Кречет весил больше чем мягкий Орел.

В программе Л-3 с этим пришлось мириться. А для ЛЭК решили сделать сбрасываемую шлюзовую камеру. Скафандры находились в ней и перед взлетом эта камера с ними сбрасывалась и оставалась на Луне.

Такое вот изящное решение, позволившее не увозить с Луны то что не нужно на обратном пути.

Однако новая лунная программа не вызвала энтузиазма в руководстве СССР. Глушко и его КБ вместо разработки Вулкана решили нацелить на копирование Спейс Шаттла, который тогда виделся будущим космонавтики.
Глушко однако не сдался и тихой сапой сумел все же протащить свой Вулкан.
Вместо установки двигателей на советском шаттле, их было решено поставить на топливном баке, который превратился в обычную ступень ракеты носителя. А боковые ускорители Энергии стали теми же боковыми ускорителями Вулкана. Просто их количество сократилось с 8 до 4 и на них появилась парашутная система спасения. То есть де факто, если возникла бы потребность — Вулкан можно было бы производить на тех же производственных площадях, что и Энергию. А для запуска — использовать стенд-старт для Энергии.
Однако грузоподъёмность такого Вулкана снизилась где то до 170 тонн и пришлось возвратиться к двухпусковой схеме.

Однако теперь эта схема больше напоминала схему полёта Аполлона, только разбитую на два пуска. Одним на орбиту Луны доставлялся посадочный корабль, а вторым — орбитальный. Спускаемый аппарат орбитального корабля имел большие размеры чем у Л-3 и к луне летели 5 человек. При стыковке с посадочным кораблем в него переходили трое, а двое — оставались их ждать на орбите Луны. Планировалось что на орбите Луны орбитальный корабль проведет 30 суток, а посадочный на Луне — 12.

На картинке как раз Вулкан для этой экспедиции. Хорошо видно что его полезной нагрузкой является орбитальный корабль с большим спускаемым аппаратом.
Однако еще до первого пуска Энергии стало ясно что лунная экспедиция, да и создание Вулкана вряд ли осуществляться, так программа советского Шаттла оказалась весьма затратной и средств на лунную экспедицию у страны просто не было...