Древняя Армения. Где она находилась?
varjag2007su — 19.02.2021 Впервые Армения (др. перс. Армина), как название определенной территории, была упомянута в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария I, высеченной в 523—521 гг. до н. э. При этом, надпись не определяла точного расположения этой области. В вавилонской версии надписи вместо термина "Армина" было употреблено название уже давно исчезнувшего к этому времени гос-ва Урарту (Урашту).Бехистунская надпись персидского царя Дария I (520 г. до н.э.).
.Казалось бы, что эти термины для персов (или для вавилонян) были взаимозаменяемы, ведь как мы увидим ниже, территория Древней Армении когда-то действительно входила в состав государства Урарту. Но по факту, в Персидской империи хорошо различали эти сопредельные области, так как Армения и жители гос-ва Урарту - алародии, по описанию Геродота, входили в разные округа (сатрапии) Персидского гос-ва. Армения - в XIII сатрапию (более западную), а алародии были приписаны к XVIII сатрапии, видимо соответствующей старой территории Урарту в районе озера Ван. К тому же, по мнению И.М. Дьяконова, вавилонским писцам было известно и еще одно название, скорее всего тождественное термину Армения - это Мелид, старое наименование древнего гос-ва к западу от Евфрата. Вполне возможно, вавилонские писцы употребляли название Урарту для новой области (Армении) по уже давно сложившейся традиции, но при этом они могли и конкретизировать, если в этом была необходимость, называя армянскую территорию именем Мелид (ныне это турецкий город Малатья).
Каменный ново-хеттский лев из древнего Мелида, ныне археологический объект Арслантепе в Турции, 10-7 вв. до н.э. Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре.
В Бехистунской надписи два действующих лица, названых армянами, носили имена разных этносов - одного звали по-персидски Дадаршиш - "Армянин, по имени Дадаршиш", а второго по-урартски "Арха, армянин, сын Халдита". С учетом того, что сами армяне себя так никогда не называли (самоназвание армян - хай, народ хай), то напрашивается вывод, что древняя Армения была полиэтничной областью, и сам термин "армянин" тогда не нес какого-либо этнического смысла.
Между тем как большинству народов армяне известны под названием арменов, сами они называют себя не арменами, а Хайя-ами.
Я. А. Манандян «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен»
Соответственно, любые упоминания наименований "Армения" и "армяне" древними авторами не должны восприниматься буквально. Большее значение имеет контекст этих упоминаний. И важно осознавать, что история Армении и армян может быть совсем не тождественна истории народа хай, т.е. предков современных армян.
Река Арацани - важнейшая река Древней Армении.
Далее, мы рассмотрим самые ранние упоминания античными авторами термина "Армения" и попробует определить местоположение и границы этой территории.
В V веке до н.э. отец истории Геродот писал, что Армения - это небольшая область восточнее реки Евфрат в районе гор Тавра. Начиналась она от Евфрата и тянулась на 300-320 км к востоку. Но исходя из того, что вавилонские писцы часто называли земли XIII (Армянской) сатрапии Мелидом, нужно думать, что его территория тоже входила в понятие "Армения" (Армина).
Геродот
Границу Киликии и Армении образует судоходная река по имени Евфрат. В Армении находится 15 стоянок с заезжими домами и сторожевым укреплением на протяжении 56 1/2 парасангов (300-320 км). Из этой [Армении] путь ведет в Матиену; [здесь] 34 стоянки на расстоянии 136 парасангов.
Юго-восточная граница Древней Армении на реке Кентрит (ныне Бохтан).
Как писал Б.Б.Пиотровский Древняя Армения находилась в месте слияния рек Евфрат и Арацани, район озера Ван тогда еще не входил в состав этой области. Как известно из текста Страбона Басорепиду (озеро Ван, средневековый Васпуракан) присоединил во II веке до н.э. создатель гос-ва Большая (или Великая) Армения селевкидский полководец Арташес (иран. Артаксеркс).
Надо заметить, что центр Армении в VI и V вв. до н. э. был в западных районах бывшей урартской территории, примерно в районе слияния р. Мурад (древней Арзани) с р. Евфратом, где находилась древняя область Алзи.
Ксенофонт указывает и восточную границу Армении, проходившую по р. Бохтан. Восточное побережье оз. Ван, по видимому, в это время еще не входило в состав Армении, и возможно, что там в лице алародов сохранялось еще в чистом виде древнее население центральной части Урарту.
Пиотровский Б.Б. Припонтийские халдеи и урарты
На карте из книги Я. А. Манандяна «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен» ее территория занимала самый север Месопотамии между рекой Евфратом и притоками Тигра в районе нынешних турецких городов Малатья (древние Мелитена, Мелид), Диярбакыр (Амид) и Битлис. 320 км - это как раз расстояние между Мелидом (Мелитеной) и городом Битлис. Стрелками отмечена персидская Царская дорога, проходившая через Древнюю Армению.
Такое, южное, расположение ранней Армении перекликается с рассказом Страбона о легендарном происхождении названия этой области. Он писал о том, что Армения получила свое имя от одного из аргонавтов - Армена, который приплыл вместе со своими людьми из северной Греции (из Фессалии). Часть его спутников, т.е. в сущности предков древних армян, осела в области Акилисена (арм. Экелеац, Верхний Евфрат), а другие в Сиспиритиде вплоть до Калахены и Адиабены.
Страбон
Армен из фессалийского города Армения, расположенного между Ферами и Ларисой на озере Беба, отправился походом в Армению вместе с Иасоном. Кирсил из Фарсала и Мидий из Ларисы, участники похода Александра, утверждают, что Армения получила от него свое имя. Часть спутников Армена поселилась в Акилисене (которая в прежние времена была подвластна софенам), тогда как другие — в Сиспиритиде вплоть до Калахены и Адиабены за Армянскими горами.
Несомненно, людей героя Армена можно отождествить с предками нынешних армян (народом хай), так как армянский индоевропейский язык близок языкам народов северных Балкан - грекам, фригийцам и фракийцам. Геродот считал, что армяне пришли из Фригии, а до этого с Балканского п-ва. Страбон дает схожую историю, только вместо фригийцев у него предками армян становятся северобалканские греки из области Фессалия. И.М. Дьяконов отождествил предков армян (народ хай) с фрако-фригийскими племена мушков, пришедших с Балкан на восток Анатолии.
Расселение мушков в верховьях рек Тигра и Евфрата показано на карте ниже. Эта область закрашена частой штриховкой в районе древних стран Алзи и Шубрия. Эта территория и стала впоследствии самой ранней Арменией. Всю карту древней Передней Азии можно посмотреть по ссылке.
История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой
Области Алзи (впоследствии арм. Алдзник) и Шубрия - это изначально территории расселения хурритов и семитов арамейцев (арамеев). До прихода мушков-протоармян эти народы уже имели здесь свои гос-ва - хуррито-лувийское Алзи и арамейское Бит-Замани со столицей в Амиде на Тигре (ныне Диярбакыр). В ассирийских текстах этот регион также назывался Арме-Шубрия. По версии академика Я.А.Манандяна название "Арме" появилось именно под влиянием самоназвания арамейцев - "Арам", это известный еще по Библии эпоним этого семитского народа. Отец армянской истории Мовсес Хоренаци также упоминал некоего могущественного армянского царя - первопредка Арама, а самих армян он называл - "Арамовым племенем".
По версии Манандяна многочисленные названия переднеазиатских кочевых племен - аримы, урумы, арамы, это все названия арамеоязычных народов, которые вместе с мушками часто противостояли Ассирийской империи в регионе Верхнего Евфрата и Тигра.
Гора Маратук в Сасунских горах в древнем армянском регионе Алдзник.
Вполне вероятно, что сам термин "Армина" (Армения) произошел именно от названия области Арме, в которой поселились сначала арамейцы, а затем предки нынешних армян. Считается, что в персидский текст Бехистунской надписи термин "Армина" попал из арамейского языка.
Вызывает интерес то, что по легенде изложенной Страбоном спутники аргонавта Армена расселились с севера на юг в районе Северного Междуречья, причем на юг они ушли достаточно глубоко - вплоть до Калахены и Адиабены за Армянскими горами. Адиобена - историческая область на севере Ирака, ее столицей был город Арбелы- нынешний Эрбиль. Калахена - это область с центром в Кальху (Нимруд) рядом с нынешним иракским городом Мосулом. В связи с этим, есть серьезные основания полагать, что для Страбона имя Армена (создателя Армении) связывается не только с одноименным городом в Северной Греции, но и с областями Северного Ирака. Термин Сиспиритида у Страбона в данном контексте может обозначать искаженное аккадское наименование севера Месопотамии - Субарту или Субрия/Шубрия.
Цитадель города Эрбиль, древней Арбелы столицы Адиобены.
Это наблюдение подкрепляется и другими абзацами из "Географиии" Страбона (I век н.э.), где он прямо сближает армян с семитскими народами - сирийцами (потомками арамеев и арабами). Цитируя слова Посидония Страбон утверждал, что северные арабы назывались "армянами".
Страбон
Ведь армяне, сирийцы и арабы обнаруживают тесное родство не только в отношении языка, но и в образе жизни, сходства телосложения особенно потому, что они живут в ближайшем соседстве. Месопотамия, населенная этими тремя народами, подтверждает это; так как у этих народов сходство особенно заметно.
По словам Посидония, арабы составляли 3 племени, (чьи земли) расположены подряд друг за другом, что указывает на их общее происхождение; поэтому их называли похожими именами; так, одно племя носило имя «армян», другое — «арамеев», третье — «арамбов».
Это еще одно доказательство того, что термины "армяне" и "Армения" для античных авторов не несли этнического смысла. Прежде всего, это были названия территориальных общностей, т.е. армянином был любой человек живущий в области Армения. Но, видимо, сирийцев (потомков древних арамейцев) древние авторы считали наиболее близким к армянам народом, так как прародина армян находилась во многом на арамейских территориях Северной Месопотамии. Это обстоятельство раскрывает смысл предания записанного отцом армянской истории Мовсесом Хоренаци о том, что первопредок армян богатырь Хайк пришел в Армению с юга - из Вавилона. Видимо, в этой легенде сохранился отзвук истории древних арамейцев, пришедших на Армянское нагорье тоже с юга - с территорий нынешних Сирии и Ирака.
Источник
|
</> |