Древние представления о мироустройстве

топ 100 блогов galina_kayumova17.01.2025 Древние представления о мироустройстве 10 книг, книжный челлендж 2025, 2. Мифы старые или новые: Татьяна Муравьева «Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья»

Изданная в серии «Мифы от и до», данная книга  рассказывает о мифологии народов Поволжья. Румынские, корейские, индийские, египетские, скандинавские, кельтские, карело-финские и ещё многие, многие  другие представлены в серии, но я выбрала именно Поволжье. Выбор не был случайным: хотелось ближе познакомиться с древними  представлениями о мире именно в том регионе, где живу.

Татьяна Муравьёва так обозначает  главную цель своего труда: «Автор ставил перед собой задачу показать мифы прежде всего как часть народной культуры, произведения народного творчества, в которых отразились представления о продуманности мироустройства, красоте и гармонии Вселенной».

Изначально книга оказалась несколько не той, что я себе представляла. Это не художественное издание, не сборник мифологических текстов, но научно-популярный анализ мифологии разных народов, населяющих Поволжье.

Автор останавливается на представлениях о создании Вселенной, топонимике, пантеоне богов, тотемных животных, быте  мордвы, удмуртов, марийцев, чувашей, татар, башкир и калмыков. Текст содержит краткий пересказ основных мифов, мифологических сказок и быличек.

Структурно главы идентичны, читатель легко может проследить общее и отметить частности. Возможно, имело смысл  каждому из народов посвятить отдельное исследование для полноты картины, но автор, видимо,  руководствовался в первую очередь общностью многих представлений, продиктованных  единством территории.

Первым порывом было книгу отложить, всё-таки чтение нон-фикшн не планировалось. Но увлеклась и с улыбкой отмечала некоторые забавные моменты.

Например, марийцы весьма остроумно объясняют несовершенство человеческой натуры:

«Кугу Юмо сотворил человека, положил его сушиться на солнышке, а сам отправился на небо, чтобы принести ему душу. Тут появился зловредный Керемет и, желая подшутить над братом, оплевал человека. Кугу Юмо, увидев это, рассердился, но поленился отмывать человека, а просто вывернул его наизнанку, чистой стороной кверху. Поэтому люди имеют приятную наружность, но внутри у них таятся разные скверные нравственные качества и всевозможные болезни».

Смекалка и даже хитрость таятся в таком ритуале:

«Чтобы в доме был достаток, пересчитывали деньги. Если денег оказывалось совсем мало, пытались схитрить: копейки называли рублями и таким образом получали более приличную сумму».

В пельмени по обычаю клали монетку, уголек, кусочек лыка и т.д., чтобы предсказать, что ожидает того, кому такая начинка попалась.

Улыбнулась тому, как традиции могут играть на руку личным мотивам:

«Праздничная ночь считалась временем разгула нечистой силы. Чтобы отпугнуть ее, деревенская молодежь не ложилась спать, парни и девушки до утра гуляли по деревне и творили всякие безобразия: раскатывали поленницы дров, заваливали разным хламом ворота и двери, сыпали в печные трубы мусор или снег. Изначально эти бесчинства имели ритуальный характер, но со временем превратились в веселое развлечение, к тому же дающее возможность насолить тем, с кем в течение года были какие-нибудь конфликты».


У удмуртов есть объяснение людской смертности. Оказывается, один из первых богатырей в  специально организованном поединке сражался с множеством зверей и должен был одолеть каждого. Это гарантировало ему и его потомкам защиту от различных болезней и даже смерти. Однако люди всё-таки смертны, потому что хитрый воробей в макушку клюнул.

Споры о равноправии/неравноправии полов ведутся с древнейших времён. Мысль о мужском гендерном превосходстве зафиксирована и в мифах. Так домовой лучше домовихи. А если человек причинит вред лягушке, то у него в доме тяжело заболеет кто-то из женщин или погибнет корова. Равноценность коровы и женщины современных дам несколько обидит, не правда ли?

Интересен рассказ о появлении удмуртской поговорки: «Пегий конь – не конь, вторая жена – не жена». Объяснение находится в «Предании о Ядыгаре». Оказывается, богатырь, отправляясь в поход против врага, забыл дома свой  богатырский меч и послал гонца к жене, иносказательно назвав оружие горячим хлебом. Первая жена с задачей справилась. Спустя время, после смерти первой жены, богатырь женился второй раз, история повторилась, а глупая женщина решила, что муж проголодался в дальней дороге, вот хлеба ему и отправила. Пегий конь тоже подвёл.

И в связи с этим  лично у меня возникли два закономерных вопроса.


  1. Если ты такой умный и храбрый, что ж ты перед боем оружие-то дома оставляешь? И не однажды, а в системе.
  2. Кровопролитное сражение тот ли случай, когда женщину на сообразительность проверять надо? А прямым текстом помощи попросить нельзя, или гордыня мешает?
Словом, времена идут, а извечное «все бабы дуры», увы, не меняется.

В приложении к изданию приведены мифологичекские сюжеты разных народов  в пересказе Татьяны Муравьёвой. Это сказания, предания, легенды, мифологические сказки, притчи, фрагменты эпоса.

Книга содержит сделанные Муравьёвой фотографии музейных экспонатов и авторские иллюстрации.

Оценка 4/5

Заметки непритязательного читателя

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне повезло - я живу в очень приятном месте Парижа  - на задворках Сен-Жерменского предместья. Поэтому здесь очень высокая концентрация коренных французов. Вот какими были они сегодня, около 6 часов вечера... Однако юноша, который мне попался, когда я вышла из подьезда, ...
Польша достаточно активно участвовала в украинской истории последних лет. В СМИ даже распространился мем о Польше, как "адвокате Украины" в ЕС. Но трудно назвать польскую политику по отношению к Украине последовательной и логичной. При этом влияние украинского фактора на саму Польшу ...
Из музея вооружений в с. Падиково. Сейчас, видевших этот автомобиль месящим грязь на дорогах, уже вряд ли осталось. Да и не пользовался он популярностью по своей малой эффективности. Экскурсовод музея отзывался о машине довольно презрительно. Кажется, именно о нём он применил фразу: "В ...
Ну вот вам тогда котиков!  Вот только вроде соседские дети с котенком играли, а уже такой бандит вымахал! ...
Дано: Мальчик  2,7, говорт плохо, фразовой речи нет. Словарный запас порядочный, но артикуляция на троечку.Мальчик 2,5 месяца. Проблема 1. Драки. Я уже писала тут про старшего - электровеник с функциями  терминатора. Удалое развеселое кудрявое ...