Древние представления о мироустройстве


Изданная в серии «Мифы от и до», данная книга рассказывает о мифологии народов Поволжья. Румынские, корейские, индийские, египетские, скандинавские, кельтские, карело-финские и ещё многие, многие другие представлены в серии, но я выбрала именно Поволжье. Выбор не был случайным: хотелось ближе познакомиться с древними представлениями о мире именно в том регионе, где живу.
Татьяна Муравьёва так обозначает главную цель своего труда: «Автор ставил перед собой задачу показать мифы прежде всего как часть народной культуры, произведения народного творчества, в которых отразились представления о продуманности мироустройства, красоте и гармонии Вселенной».
Изначально книга оказалась несколько не той, что я себе представляла. Это не художественное издание, не сборник мифологических текстов, но научно-популярный анализ мифологии разных народов, населяющих Поволжье.
Автор останавливается на представлениях о создании Вселенной, топонимике, пантеоне богов, тотемных животных, быте мордвы, удмуртов, марийцев, чувашей, татар, башкир и калмыков. Текст содержит краткий пересказ основных мифов, мифологических сказок и быличек.
Структурно главы идентичны, читатель легко может проследить общее и отметить частности. Возможно, имело смысл каждому из народов посвятить отдельное исследование для полноты картины, но автор, видимо, руководствовался в первую очередь общностью многих представлений, продиктованных единством территории.
Первым порывом было книгу отложить, всё-таки чтение нон-фикшн не планировалось. Но увлеклась и с улыбкой отмечала некоторые забавные моменты.
Например, марийцы весьма остроумно объясняют несовершенство человеческой натуры:
«Кугу Юмо сотворил человека, положил его сушиться на солнышке, а сам отправился на небо, чтобы принести ему душу. Тут появился зловредный Керемет и, желая подшутить над братом, оплевал человека. Кугу Юмо, увидев это, рассердился, но поленился отмывать человека, а просто вывернул его наизнанку, чистой стороной кверху. Поэтому люди имеют приятную наружность, но внутри у них таятся разные скверные нравственные качества и всевозможные болезни».
Смекалка и даже хитрость таятся в таком ритуале:
«Чтобы в доме был достаток, пересчитывали деньги. Если денег оказывалось совсем мало, пытались схитрить: копейки называли рублями и таким образом получали более приличную сумму».
В пельмени по обычаю клали монетку, уголек, кусочек лыка и т.д., чтобы предсказать, что ожидает того, кому такая начинка попалась.
Улыбнулась тому, как традиции могут играть на руку личным мотивам:
«Праздничная ночь считалась временем разгула нечистой силы. Чтобы отпугнуть ее, деревенская молодежь не ложилась спать, парни и девушки до утра гуляли по деревне и творили всякие безобразия: раскатывали поленницы дров, заваливали разным хламом ворота и двери, сыпали в печные трубы мусор или снег. Изначально эти бесчинства имели ритуальный характер, но со временем превратились в веселое развлечение, к тому же дающее возможность насолить тем, с кем в течение года были какие-нибудь конфликты».
У удмуртов есть объяснение людской смертности. Оказывается, один из первых богатырей в специально организованном поединке сражался с множеством зверей и должен был одолеть каждого. Это гарантировало ему и его потомкам защиту от различных болезней и даже смерти. Однако люди всё-таки смертны, потому что хитрый воробей в макушку клюнул.
Споры о равноправии/неравноправии полов ведутся с древнейших времён. Мысль о мужском гендерном превосходстве зафиксирована и в мифах. Так домовой лучше домовихи. А если человек причинит вред лягушке, то у него в доме тяжело заболеет кто-то из женщин или погибнет корова. Равноценность коровы и женщины современных дам несколько обидит, не правда ли?
Интересен рассказ о появлении удмуртской поговорки: «Пегий конь – не конь, вторая жена – не жена». Объяснение находится в «Предании о Ядыгаре». Оказывается, богатырь, отправляясь в поход против врага, забыл дома свой богатырский меч и послал гонца к жене, иносказательно назвав оружие горячим хлебом. Первая жена с задачей справилась. Спустя время, после смерти первой жены, богатырь женился второй раз, история повторилась, а глупая женщина решила, что муж проголодался в дальней дороге, вот хлеба ему и отправила. Пегий конь тоже подвёл.
И в связи с этим лично у меня возникли два закономерных вопроса.
- Если ты такой умный и храбрый, что ж ты перед боем оружие-то
дома оставляешь? И не однажды, а в системе.
- Кровопролитное сражение тот ли случай, когда женщину на
сообразительность проверять надо? А прямым текстом помощи попросить
нельзя, или гордыня мешает?
В приложении к изданию приведены мифологичекские сюжеты разных народов в пересказе Татьяны Муравьёвой. Это сказания, предания, легенды, мифологические сказки, притчи, фрагменты эпоса.
Книга содержит сделанные Муравьёвой фотографии музейных экспонатов и авторские иллюстрации.
Оценка 4/5
Заметки непритязательного читателя
|
</> |