Дрессировка народа и почему ее приходится совершенствовать
new_rabochy — 29.03.2019Владимир Высоцкий. Райские яблоки
"История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы (это было не в России, а в княжествах Древней Руси - Р.). Били турецкие беки (да так, что Россия отжала у них и Азов, и Карс, который великому Сталину не отдали - Р.). Били шведские феодалы (и с горя отдали России Финляндию с Прибалтикой - Р.). Били польско-литовские паны (это Сталина с Тухачевским они били, а Россия присоединила пол-Польши - Р.). Били англо-французские капиталисты (ну уж не сравнить Крымскую войну и Великую отечественную, Сталин еще не знал, как бьют по-настоящему - Р.). Били японские бароны (тут немного и правда побили - Р.). Били все – за отсталость".
Ага. И как же корифей наук предложил исправить положение? Это все знают:
"Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут."
Короче говоря, речь о той самой модернизации, которую не завершил царизм и которую вряд ли могла провести русская буржуазия.
Но это не только техническая, это и социальная модернизация.
Это дрессировка народа.
Они обучали не только молодежь, но и людей в годах. Чтоб не отвертелся при случае: мол, я неграмотный, не понимаю ничего.
"Посещал кружок ликбеза? Значит, понимал, что льешь воду на мельницу врагов!"
Это описывает, например, меньшевик Федор Дан:
Советская культура и стремилась воспитать таких интеллектуально девственных людей, заинтересованных лишь в том, чтобы зарплату платили и по специальности повышали квалификацию.
С другой стороны, американские "интеллигенты" разве не таковы? Те, кто с ними общался, рассказывают, что кроме своей сферы деятельности, они почти ничем не интересуются.
То есть сужение кругозора людей, превращение их в винтики Системы (выражение Сталина:
"Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за винтики, которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства, военного дела. Их очень много, имя их – легион"), надежно и слаженно функционирующие, возможно только в обществе буржуазного (городского) типа, где есть всеобщее грамотность, профессионализация и т.п. И не просто возможно, а является его целью,
о чем разволновался Герберт Маркузе в книге "Одномерный человек".
Маркс, набрасывая "Гражданскую войну во Франции", писал:
"Все социалисты — основатели сект принадлежат к тому периоду, когда ни рабочий класс не был еще достаточно вышколен и организован ходом развития самого капиталистического общества, чтобы выступить на мировой арене в качестве двигателя истории, ни материальные условия его освобождения не созрели в достаточной мере в недрах самого старого мира"//http://www.k2x2.info/filosofija/sobranie_sochinenii_tom_17/p77.php#metkadoc8
Этот текст Маркса был опубликован только в 1934 году и не мог быть известен Ленину. Однако тот понимал общую логику - для чего затевается в СССР "социалистическое строительство". Для воспитания населения в первую очередь, борьбу с обломовщиной и все такое.
Он писал по поводу записок Н. Суханова о революции:
"Что если полная безвыходность положения, удесятеряя тем силы рабочих и крестьян, открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации, чем во всех остальных западноевропейских государствах? Изменилась ли от этого общая линия развития мировой истории? Изменились ли от этого основные соотношения основных классов в каждом государстве, которое втягивается и втянуто в общий ход мировой истории?
Так что в 1923 году Ленин говорит не о социализме, а о предпосылках создания цивилизованности.
В 1918 году он писал так:
«Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде, - именно такие лозунги, справедливо осмеивавшиеся революционными пролетариями тогда, когда буржуазия прикрывала подобными речами свое господство, как класса эксплуататоров, становятся теперь, после свержения буржуазии, очередными и главными лозунгами момента».
На Западе всеобщая грамотность и дисциплинироованность в труде выработалась раньше: там и города были более населены, а в России даже в 1913 году городское население составляло какие-то 14% населения! Большинство же населения в СССР стало жить в городах аж в 1962 году, но эти города не стоят доброго слова: поселки с хрущевками и каким-нибудь заводиком, названные "городом" - вот и почувствуй себя тут бюргером!!!
Дрессировка человеческих масс старыми методами не работает. В этой связи распадаются империи: Британская, Французская, Нидерландская, Бельгийская, Португальская, Советская.
Люди начинают думать о своих интересах, а не о вымышленных интересах Родины, Нации (народа), Класса, Человечества, которые им замполит втюхал на занятиях.
Поэтому Афганская война с ее ничтожными по меркам войн прошлого потерями воспринималась населением как катастрофа. Я это застал: как люди, приглушив голос, рассказывают, что "тяжело нашим ребятам, нафига мы туда полезли?"
И заметьте, что пропаганда буржуазной России всячески подчеркивает незначительность потерь в Сирии, а пропагандисты буржуазной оппозиции всячески раздувают историю с потерями ЧВК "Вагнер" (хотя и придуманные 200 убитых фигня на фоне небольшой советско-финской войны, где за 100 дней погибло 130 тысяч человек, не считая собственно финнов).
Потому что сказано еще в период "хрущевского Термидора":
"Теперь, студент, так нельзя. Теперь с людями надо помягше, а на дело смотреть ширше".
По сути, это простое соображение и выводит из себя диванных сталинистов, мечтающих о мобилизационной готовности старинных времен.
Это не означает отказа от познаваемости мира.
Лиотар сам постоянно рефлексировал на темы того, что же это за состояние такое. Чаще он мямлил нечто многословное, иногда ему удавалось сформулировать почти афоризм:
"бывшие полюса притяжения, созданные национальными государствами, партиями, профессиями, институтами и историческими традициями, теряют свою привлекательность. И не похоже, что они будут заменены...
Больше не вдохновляет стремление «догнать» Германию, что в общем-то предлагал президент Франции как цель жизни своим соотечественникам. К тому же, может ли это быть целью жизни? Такая цель остается на усмотрение каждого. Каждый предоставлен сам себе. И каждый знает, что этого «самому себе» — мало.
По сути, мир знаний изменился. От гегелевской тотальности дискурса он вновь возвращается к кантовской индивидуализации. Каждый формулирует некую "свою правду", но общество все равно остается целым. Это связано с формированием развитого общества, того самого, которое хотел догнать Ленин. Вот мы догнали, а метанарратива, суперпроекта, в который все побежали бы, "задрав штаны" (Есенин) - нет.
Может, оно и к лучшему, а?!