рейтинг блогов

Д.Ремпел. Уход махновцев

топ 100 блогов ljwanderer13.03.2024
Д.Ремпел. Уход махновцев

Цикл "Меннониты"   Рассказывает Д.Ремпел

Беспорядочное движение уезжающих махновцев в последние дни 1919 года утихло. Те, кто был достаточно здоров, чтобы путешествовать, отступили к своей родине в Гуляй-Поле, но разношерстные отставшие, многие из которых все еще болели тифом, остались. Несколько воинствующих повстанцев угрожали репрессиями, если мы откажем им в еде или не предоставим ее достаточно быстро. Большинство, однако, выглядело скорее напуганными, чем наглыми, зная, что любые солдаты-большевики, с которыми они столкнутся, разоружат их, забрав также и их добычу. Часто, когда разбойники отступали, меннониты проклинали их, а некоторые даже угрожали вилами.

Возможно, со стороны меннонитов было не по-христиански забывать библейское наставление: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
[Послание к Римлянам 12 стих 19]. Однако их ярость была понятна. Теперь, когда махновцы потеряли власть и больше не могли «грабить грабителей»[наверное, имеется в виду "экспроприировать экспроприаторов"], украинские крестьяне тоже смотрели на них как на невыносимых бандитов. Особенно уязвимыми оказались разбойник-меннонит Петя Тиссен и его жена Катя.

Ему было опасно бежать в украинское крестьянское село, где неславянских, неправославных товарищей теперь удобно считали «проклятыми немцами». Тиссен также не мог остаться, укрывшись в меннонитской деревне, где бывшие единоверцы разыскивали его, чтобы свести счеты. Большевики же лишили бы его не только добычи. Они могли даже убить его и его жену как врагов пролетариата.


Оба [и Петя, и Катя] были слишком больны тифом, чтобы успевать за быстро отступающими здоровыми махновцами,  Выбрав наименее опасный вариант, как им казалось, вариант, Тиссены поехали на своей повозке в близлежащее украинское крестьянское село Томаковка. Однако, и там местные крестьяне донесли на них большевикам, которые конфисковали у Тиссенов все, кроме повозки и лошадей.

Единственным прибежищем Тиссены считали махновское село Гуляй-Поле. Мне рассказали, что Тиссены доехали до Гуляй-Поля и, в конце концов, высадились в селе Молочная, где раскаявшийся Петя, по общему мнению, умолял свои жертвы в Хортице дать ему прощение.

Другим  бандитам-меннонитам повезло меньше. 27 января 1922 года ЧК казнила шестерых мужчин из Нижней Хортицы,  заклеймив их всех как бандитов. Среди них были трое с фамилией Лоуэн — Гюнтер, Нойфельд и Таус, — которые не были бандитами в обычном смысле этого слова. Однако большевики применяли эту классификацию ко всем, кто выступал против них. Остальные трое — сын одной из беднейших семей и два брата Унгер — предположительно сотрудничали с бандой.

Их смертный приговор говорит о том, что они грабили украинских крестьян, потому что другие бандиты, грабившие меннонитов, лютеран или немецких католиков,  не подвергались столь суровому наказанию. ЧК отказалась выдать тела, и мы предположили, что они пытали мужчин, прежде чем убить их.

Вернув себе контроль, большевики быстро создали видимость порядка в нашем районе. В одном из первых указов провозглашалось, что никто больше не подчиняется требованиям махновцев. Какое это было облегчение - освободиться от непристойностей и угроз, которые доминировали в нашей жизни последние два месяца, и больше не слышать бесконечный песенный припев: «Спекулянт, спекулянт спекулирует, А наш батюшка Махно реквизирует».

Однако большевистский контроль не сделал ничего для подавления эпидемии тифа. К тому времени, когда эпидемия закончилась, потери были ошеломляющими. По словам доктора Хамма, население Нижней Хортицы в 1919 году составляло около 1000 человек, из которых примерно 900 были меннонитами. Более 70 процентов заразились тифом, а 15 процентов заболевших умерли. В общей сложности от тифа погибло 14 процентов деревенских мужчин-меннонитов и 7 процентов женщин.

Уровни заражения и смертности, возможно, были немного ниже среди жителей неменнонитов, потому что махновцы находили более бедные дома [православных] менее привлекательными.

По оценкам международных организаций здравоохранения, в период с 1918 по 1922 год тридцать миллионов россиян переболели тифом. Из них такой же процент (или три миллиона) от него умерли.

Когда с декабря 1919 по март 1920 года в меннонитских деревнях бушевала эпидемия тифа, заболели все медицинские работники поселения. Красная Армия, изгнавшая махновцев, либо не могла, либо не хотела оказать помощь
[опять это меннонитское фиксирование на себе, ведь Красная армия не лечила и соседние села, так как у нее были другие функции], поэтому заботились о больных те, кто был здоров и готов оказать элементарную помощь.

Иоганн стал основным опекуном в Нижней Хортице. Его образование санитара и работа в санитарных поездах сделали его исключительно подходящим для такой самаритянской работы. В течение шести месяцев войны он обслуживал вагон, заполненный исключительно солдатами, страдавшими от тифа, холеры или тяжелых форм диареи, и поэтому знал, насколько важна гигиена и как лучше всего удовлетворить потребности своих пациентов.

Иоганн стал «выезжать на дом», разделив деревню на две части, передвигаясь от дома к дому, оставляя одну сторону улицы для утра, а другую — на вечер или для другого дня. Обычно он объезжал деревню за два дня, хотя работа часто не позволяла ему отсутствовать до полуночи. Он придерживался этого режима с конца декабря 1919 года по март 1920 года. В этот период в Нижней Хортице не было другого человека, достаточно здорового, чтобы постоянно выполнять такую работу.

Конечно, по мере того, как каждый из нас восстанавливал здоровье, мы делали друг для друга все, что могли.
Не имея настоящего медицинского образования, оборудования или лекарств, Иоганн оказывал вспомогательные услуги, выполняя простые домашние дела, такие как принести пресную воду или зайти в дом соседа, чтобы собрать угли, чтобы разжечь солому, и кирпичи из навоза, чтобы обогреть дом.  Однако, в некоторых случаях, он сумел облегчить боль некоторых пациентов, отсасывая кровь из их легких, и снабжал других камфарой, которую местный аптекарь г-н Тавониус спас от махновских реквизиций.

Особенно остро стояла необходимость улучшения гигиены. Во всех наших домах были туалеты на открытом воздухе, а не внутренняя сантехника, и к тому времени мало у кого были даже судки. Это представляло очевидную проблему для тех, кто был слишком болен, чтобы встать с постели, особенно когда в доме не было никого, кто был бы достаточно здоров, чтобы помочь им выбраться на улицу. Поскольку мало кто смог спасти от воров дополнительное постельное белье, большинство семей не могли даже сменить грязные простыни. Грязь и вонючий воздух были неописуемы. Пережив аналогичные условия в больничном поезде, Иоганн смог помочь пациентам убраться и сделать все, что мог, с их постельными принадлежностями.


Одним из удачных побочных эффектов работы Иоганна стала его случайная служба в качестве передатчика деревенской информации. Без телефонов все полагались на слухи о судьбе друзей и родственников. Часто члены семьи, живущие неподалеку, были слишком больны, чтобы навещать друг друга, и поэтому понятия не имели о состоянии друг друга. Почти ежедневные визиты Иоганна держали всех в курсе событий. И хотя он не мог вылечить их тела, одно только его присутствие помогло духу многих жителей деревни пережить кризис.

Он всегда был готов остановиться у кого-нибудь, кто хотел следовать заветному меннонитскому обычаю налаживать семейные связи или молиться с теми, кто нуждался в духовном утешении. Часто Иоганну казалось, что самое большое страдание, с которым он сталкивался, не было физическим. Скорее, многие люди боролись со своей верой.

Как, задавались вопросом они, мог Бог допустить убийство стольких невинных людей, изнасилование беззащитных женщин и совершение столь многих других актов бессовестной жестокости? В такие моменты Иоганну хотелось, чтобы местный священник Якоб Завацкий мог сопровождать его и утешать страждущих. Неудивительно, что столь многие из нас пережили кризис веры. Позже, когда некоторые меннониты, родившиеся в Канаде и США, задавались вопросом, как мы могли потерять веру, прибегнуть к самообороне или впасть в отчаяние во время революции, гражданской войны и самой черной анархии, моя реакция была прямолинейной: «Что вы знаете о таком травмирующем опыте? И какая у вас уверенность в том, что ваша вера была бы более твердой или что вы бы подставили другую щеку?».

Иоганн верил, что более широкое сообщество меннонитов в конечном итоге придет нам на помощь, и, возможно, одной из его величайших заслуг было то, что он убедил в этом своих пациентов. Его вера подтвердилась в середине марта 1920 года, когда несколько молодых людей из слободы Молочной, спасшихся от разрушительного махновского террора, прибыли с едой, одеждой, лекарствами и средствами для ухода за многочисленными детьми-сиротами нашего поселка. Их помощь была неоценима.

В конечном счете, однако, еще более значимой была другая инициатива Молочной слободы, которая направила делегатов в США и Канаду, чтобы проинформировать наших единоверцев о наших нуждах и изучить возможность массовой эмиграции в Новый Свет.

Хотя идея массовой миграции возникала и раньше (например, учитель средней школы Хортицы доктор Дитрих Нойфельд выступал за иммиграцию в Новую Зеландию), мало кто рассматривал ее всерьез. Теперь актуальность этой идеи была очевидна.


Источник: David Rempel, "A Mennonite Family in Tsarist Russia and the Soviet Union, 1789-1923"

Завтра: Зарубежная помощь

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Итак, завершая тему «нобилизации» (а точнее, временно откладывая ее, поскольку вся эта чудиновско-антисоветская модель неисчерпаема, как атом), следует указать на то, в чем же состоит ошибка тех, кто полагает ее лучшим вариантом для нашего мира. Ведь, как уже указывалось не раз, на первый ...
Друзья,  партнерская программа ЖЖ для медиапроектов продолжает свою работу .  Тематические медиа и проекты могут подать заявку и по результатам её рассмотрения получить пакет поддержки для развития блога в Живом Журнале.  В этой подборке познакомим вас с пятью ...
На следующий день после посещения Еврейского музея мы с женой направились на Крымский вал, где работало сразу несколько временных выставок. Свою прогулку там мы начали с выставки "Дягилев. Генеральная репетиция". Честно говоря, ничего особого я от нее не ожидал (судя по описаниям, на ...
View Poll: #1592138 Итак, каковы желания утомленной солнцем сансары? -скучно ...
Служба послеобеденной копипасты сообщает: 1. Исаакиевская пл., 11 При повороте направо с Большой Морской улицы на Исаакиевскую площадь в сторону набережной водители, выходя из поворота, часто выезжают на встречную полосу. Дело в том, что поворот ...