Дозрели ли технологии до автоматизации заводов?
fritzmorgen — 26.03.2018К вопросу о том, почему роботы ещё не пищат из каждой щели. Есть завод, построенный ещё при царе, и советское неубиваемое оборудование. Основная масса операций осуществляется путём ручного закрытия/полуоткрытия/открытия задвижек на основании цвета продукции, её присутствия/отсутствия в данной точке завода, скорости норий и так далее.
Нория, для справки, это такой механизм, который поднимает сыпучие вещества наверх, при помощи небольших ковшов, например:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нория
Казалось бы, автоматизировать такой завод – задача для смышлёного школьника. Берём копеечный оптический датчик для определения цвета продукции, копеечный моторчик на задвижку, подсоединяем к ардуино, опционально добавляем нейросеть. Немного поковыряться с настройками, и завод сам себя будет замечательно регулировать, отчитываясь через вайфай обо всех действиях на центральный пульт. Ещё раз, исходники стоят копейки.
Однако при слове автоматизация "фирмы-автоматизаторы" начинают закатывать глаза, выдвигать нереальные конские ценники на десятки миллионов рублей, а также требовать всё снести и построить заново.
Если бы эти автоматизаторы пытались роботизировать ферму, они не стали бы устанавливать автопилот на работающий комбайн. Они предложили бы всё продать, поместить поле в безлюдную пещеру под землёй, а по потолку пещеры протянуть провода, по которым новый комбайн будет ориентироваться на манер троллейбуса.
Этот крик души прислал мне по почте знакомый директор завода. Если вы разбираетесь в электронике и чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы поучаствовать в человеческой, эндоскопической автоматизации, за разумные деньги и без тотального разрушения старого оборудования, пишите в комментариях – директор будет читать их и отвечать на вопросы.
Лично я же от себя замечу, что проблема вовсе не в том, что действующие автоматизаторы жадны или глупы. За время работы в IT я видел достаточно подобных историй, разворачиваются они почти всегда по одному и тому же сценарию.
Клиент: Надо сделать вот такую штуку.
Программист Среднехвостин: Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Вы даже не понимаете, о какой сложной вещи просите. Сделать можем, однако придётся сделать не как удобно, а как мы вам скажем, при этом готовьтесь платить много.
Программист Мастачий: Конечно, сделаем, без проблем. К четвергу будет готово.
Клиент, разумеется, выбирает Мастачего. Среднехвостин запугивает: говорит, что у Мастачего ничего не выйдет, а если и выйдет, то всё будет постоянно ломаться с большим ущербом. Мастачий однако действительно успевает к четвергу, при этом никаких обещанных Среднехвостиным проблем не выявляется.
Проходит несколько лет, Среднехвостин повышает свою квалификацию, и вдруг выясняется, что он тоже теперь может делать разные сложные вещи, не запугивая клиентов сложностями, и не требуя от них разрушить всё до основания и делать всё по квадратно-гнездовой схеме с нуля.
Полагаю, пройдёт ещё лет 5-10, и цены на автоматизацию предприятий драматически снизятся. Не потому, что появятся какие-то новые технологии, а просто потому, что специалисты по автоматизации начнут, наконец, массово овладевать старыми.
|
</> |