Довольно неовсеединственный взгляд на реальность
ru_philosophy — 10.06.2012По случаю назревающей дискуссии на тему реальности, первую публикацию этого эссе в интернете размещаю здесь
В самом представлении об иллюзорности мира нет ничего сверхъестественного –виртуальной реальностью сегодня уже никого не удивишь, современные технологии позволяют создавать миры с высокой степенью достоверности, и если развить эту мысль... Но одно дело – альтернативные теории мироздания, которые можно плодить "пачками", не выходя за рамки словесной "эквилибристики", и совсем другое – узнать об этом, не снимая, так сказать, "шлема".
О приключениях Кастанеды я уже почти ничего не помню, просто общее впечатление навевает некоторую аналогию с моими. Можно последовать его примеру и накатать по такому случаю многотомник жизнеописаний, но особого смысла в этом не вижу, да и хлопотное это дело. Думаю, что при желании, отсутствии предрассудков и должной наблюдательности немудрено прийти к аналогичным выводам, ну а ежели кто предпочитает верить/не верить, он может использовать нижеследующее в качестве тренажёра для укрепления веры или проверки скептицизма на прочность.
Ты никогда не знаешь, когда съедет твоя "точка сборки"
Пытаясь посеять во мне зёрно сомнения, приятель приводил в качестве аргумента так называемый "эффект 11:11". Вы смотрите на часы, а там повторяющиеся цифры – 11:11, 15:15, и т.д. Конечно, не в 100% случаев, тем не менее достаточно часто, чтобы подобные "флуктуации" не остались незамеченными. Против статистики не попрёшь, и коль скоро вы обратили на них внимание, возникает естественная потребность найти этим странностям какое-то объяснение. Будучи настроенным скептически, вы скорее всего придумаете что-то вроде следующей рабочей гипотезы. У каждого человека есть т.н. "внутренние" часы, способные вести отсчёт времени с того момента, когда вы последний раз смотрели на "внешние". А когда там появляются "нужные" цифры, дают ему об этом знать, посылая электрический импульс, побуждающий посмотреть на время. И успокоив себя таким понятным и убедительным объяснением, перестанете на этот счёт заморачиваться. До тех пор, пока не заметите некоторые, на первый взгляд, мелочи, которые при более пристальном взгляде создадут изрядные неудобства – как для науки в целом, так и для вашего душевного равновесия в частности. Скажем, обнаружите, что эффекту повторяющихся цифр совершенно нет дела до того, являются ли часы вашими – они могут висеть на здании, мимо которого вы проходите, или принадлежать случайному прохожему, у которого вы имели неосторожность спросить время. Также ему, "эффекту", абсолютно до лампочки, являются ли "носители" цифр часами : это могут быть машинные номера, заборы, собственно говоря – всё, что угодно. Пока, наконец, в один прекрасный момент вас не осенит : подобной "мистикой" пронизано всё вокруг – от бытовых мелочей до событий в мировом масштабе (если, конечно, к тому времени вы не повеситесь и не попадёте в психушку).
Человеку, не обременённому научными "предрассудками", будет несложно найти себе объяснение по вкусу среди множества альтернативных источников. Но как быть нашему скептику, которому отмеченный момент вовсе не покажется прекрасным, скорее наоборот – весьма болезненно скажется на его второй сигнальной системе ? Игнорировать описанный "эффект" не позволяет элементарная научная добросовестность – с таким же успехом можно игнорировать теорию вероятностей. С другой стороны очевидно, что для его объяснения научный подход вообще неприменим – по крайней мере, если оставаться в рамках традиционных представлений о научности. Ясно одно : коль скоро вы дошли до такой "бифуркации", что-то одно должно съехать – либо "крыша", либо "точка сборки". А впрочем, какая разница. Просто представьте себе, что подобные "потрясения" не отбили у вас желания анализировать и синтезировать информацию, и даже порадовали обнадёживающей перспективой выкладывания мировоззренческой мозаики на пустом месте.
Что нам стоит мир построить ?
Разрушение фундамента мироздания обычно вызывает у человека острую потребность чем-то заполнить образовавшуюся "дырку от бублика". В поисках информации, хоть как-то вписывающейся в рамки приобретённого опыта, мне пришлось перерыть полтырнета и стать, можно сказать, "специалистом" по современным и не очень теориям, учениям, а также индивидуальным интерпретациям происходящего. Бродил от форума к форуму, как тот пионер из старого детского фильма с фразой : ребята, а чё это вы тут делаете ? Ну и ответ получал соответствующий – иди, мол, мальчик, не мешай нам в свои игры играть. В результате зияющая дыра моих представлений не только не наполнилась (это ещё, допустим, можно простить отверстию), но и наоборот – возникло ощущение, что она опустела ещё больше. Так пришло понимание пустотной природы нашего бытия, а в процессе этого "просветления" мне пришлось узнать много хороших и убедительных истин. Настолько замечательных, что приходилось жалеть всякий раз, когда очередная окончательная версия ответа на вопрос "что за хрень происходит с миром и что я вообще, блин, здесь делаю ?", вытеснялась новой, более убедительной и менее противоречивой. Упомянутые гастрономические термины отражают моё эмоциональное состояние, вызванное ощущением абсурдности и нелепости происходящего – пожалуй, самым устойчивым среди переживаний, варьирующихся в довольно широком диапазоне модальностей от "жара" к "холоду".
Можно, конечно, ограничиться утверждением "я знаю только то, что ничего не знаю", и не морочить голову ни себе, ни другим, Однако вижу целый ряд причин, по которым эта тема заслуживает всестороннего рассмотрения и развития. Одна из них заключается в том, что "бифуркация" приобретает всё более ярко выраженный социальный характер, и смещение "точки сборки" – это явление, которым охвачено современное общество. По крайней мере ещё совсем недавно, лет эдак десять-пятнадцать назад, подобные вопросы даже не рассматривались всерьёз, а сегодня они стоят на повестке дня даже среди учёных. А посему появление данного "художества" видится мне весьма своевременным. Есть и другая причина – "когнитивный диссонанс", если пытаться её выразить в двух словах. Ну, это когда чем больше узнаёшь, тем лучше... об этом не знать. Как следствие, возникает побуждение восстановить нарушенное равновесие и прийти к желаемому "сонансу".
Таким образом, имеем два основных вопроса, на которые не мешало бы найти ответы : "как это устроено ?" и "зачем это нужно ?". Первый можно условно назвать "логическим", и я полагаю, его можно включить в предметную область рассмотрения наукой при условии фундаментальной корректировки её парадигмы. Ответ на второй вопрос требует разрешения противоречий этического характера и в большей степени зависит от субъективных предрасположенностей автора. "Логическая" и "этическая" части специализируются каждая на своей теме, но поскольку взаимопроникновение этих тем, по идее, неизбежно (Ведь по тому, как нечто устроено, можно делать выводы о его предназначении, и наоборот), для рассмотрения этих взаимосвязей предусмотрена третья часть – "художественная".
Фактического материала накоплено "выше крыши"; источников, отражающих его в той или иной мере, тоже достаточно. Так что дело за малым – привести это всё к такому виду, который не противоречил бы, во-первых, приобретённому опыту, а во вторых – утверждению о том, что "жить – это хорошо".
Часть первая, "логическая"
***
Как же быть теперь науке...
...привыкшей опираться на твёрдо установленные факты, если после упразднения объективной реальности слово "факт" звучит, как каламбур ? Да собственно, как обычно : когда-то Земля была плоской, потом стала круглой – привыкли же как-то. Так и с реальностью : была объективной, стала – виртуальной. Суть различия понятна, а что касается подробностей, связанных с "технической реализацией", то они, собственно, и являются предметом рассмотрения в данной части. О том, зачем это нужно, мы поговорим позже, дав волю фантазии, здесь же я постараюсь напустить на себя быть как можно более сурьёзный и наукообразный вид. Хотя, аналогия с компьютерной игрушкой на первых порах может пригодиться. Например тем, что поможет зафиксировать принципиальное различие между имитацией реальности и той реальностью, в которой мы находимся на "самом деле". Или, скажем, понять разницу между персонажами, с которыми мы привыкли отождествлять себя в этой игре, и теми (тем ?), кто жмёт на "кнопки". Можно смоделировать на компьютере свой город и побегать по его улицам. Можно зайти в свой дом, сымитированный с точностью до мельчайших деталей. Но при этом нельзя подкрасться сзади и похлопать по плечу самого себя, сидящего за компьютером. Можно, конечно, сконструировать манипулятор, повесить его над плечом, по которому он будет хлопать при нажатии на соответствующую клавишу. Однако этот пример не опровергает предшествующего ему утверждения, скорее наоборот – наглядно демонстрирует разницу между "понарошку" и "на самом деле".
Как нельзя "дотронуться" до самого себя в описанном примере, так нельзя "потрогать" место, содержащее в числе прочего "движок" того мира, который мы привыкли считать реальным. Действительно, как можно потрогать алгоритм ? Не текст алгоритма, распечатанный на бумаге, который человечество сочиняет сколько себя помнит, а саму программу ? Тем более, что на "самом деле" это не программа, составленная из набора машинных слов-команд, а идея, допускающая, в общем-то, разные способы словесных интерпретаций. Просто в процессе познания (если это слово вообще применимо к имитации) – от "трёх китов" через "диалектический материализм" к "виртуальной реальности", с приобретением нового опыта появляются новые понятия, позволяющие заиметь наглядное представление о том, что ранее в лучшем случае было предметом отвлечённых философских разговоров. Будучи обусловленными субъективизмом исследователя, запечатлённые в этих понятиях явления в глазах учёных не достойны "высокой чести" быть причисленными к категории "твёрдо установленных фактов". Ведь проявляются они по обыкновению лишь в естественных условиях, что весьма затрудняет планирование экспериментов, дающих устойчивые результаты. Из-за чего обычно всё сводится к оценкам на уровне "верю - не верю", "нравится - не нравится".
Хотя, не обходится без исключений. Юнг, например, в своё время изучал эти явления, назвав их "синхронистичностями", но его исследования не были преданы широкой огласке. Что неудивительно : если один видит одно, а другой – другое, как в случае с чернильной кляксой, то о какой науке, собственно, может идти речь ? Вот и получается, что тот, кто не верит, этого не видит, а тот, кто видит и об этом говорит, не приживается в среде учёных. Если же подобного рода вещи замечает человек, настроенный скептически, он старается это скрыть даже от самого себя. Не думать о "белой обезьяне" я ещё не научился, а потому остаюсь пока верен "научным" принципам. То есть вижу и не верю.
Зато теперь понятно, почему "подводная" часть "айсберга" до сих пор остаётся неизученной. Возможно, есть и другие на то причины. Например, эта тайна как-то связана с предназначением Земли – в том плане, что её раскрытие лишило бы смысла наше пребывание в этом мире. Также можно допустить, что в преддверии следующего "уровня" игры в "Жизнь", если таковой предусмотрен, подобная конфиденциальность уже не актуальна.
Есть статистика – есть явление
Без "твёрдо установленных представлений" о том, что такое "твёрдо установленный факт", научный метод едва ли можно считать таковым. Произвольность толкования понятия "факт" позволяет, например, предположить, что вся моя жизнь кем-то сфабрикована с помощью "редактора жизненных сценариев" и вложена в моё сознание, скажем, секунду назад. Потом меня "включили", и я пишу эти строки, пребывая в полной уверенности, что от рождения до настоящего момента жил на "самом деле". Гибкость мышления – штука полезная, но иногда лучше оградить себя "твёрдыми предубеждениями". Например в тех случаях, когда предполагается извлечение из жизненного опыта каких-то выводов. Так как сейчас имеет место именно такой случай, предлагаю временно зафиксировать понятие "факт" в следующей дефиниции : факт – это статистически достоверный результат.
Такое определение я нахожу удобным по нескольким причинам. Во-первых, статистику можно считать надёжным инструментом, применяемым научным методом познания. Я бы даже сказал – универсальным, Ведь повторяемость – необходимое и достаточное условие для того, чтобы признать, что то или иное явление имеет место быть. Во-вторых, оно не накладывает на явления, интерпретируемые как "факты", ограничений, связанных с принципиальной возможностью их подтверждения или воспроизведения. Другими словами, помимо "объективных" фактов допускаются "субъективные", характерные для тех случаев, когда содержание составляющих статистики – будь то "преследующие" цифры, перебегающие дорогу чёрные кошки или иные повторяющиеся события – полностью зависит от особенностей психики конкретного человека. Это позволит включить в спектр рассмотрения такие субъективно достоверные явления, про которые я, например, могу сказать точно, что они есть, а современная наука с не меньшей категоричностью их запрещает. Что же это получается : явление – есть, а науки по этому случаю – нету ? Склонность более доверять своей первой сигнальной системе, нежели догмам, принятым большинством голосов, не позволяет мне, например, принять критерий Поппера в качестве критерия научности. По крайней мере проведение эксперимента, призванного опровергнуть утверждение о том, что "наш мир создан по образу и подобию наших мыслей", едва ли возможно даже гипотетически. Прибор для чтения мыслей пока не изобретён, да и результат зависит от факта наблюдения. Что само по себе можно считать фактом, исходя из современных научных представлений. Фактом, позволяющим выдвигать вполне "рабочие" гипотезы, экспериментальное подтверждение которых невозможно именно из-за того, что эксперимент "спугнёт" ожидаемое в ходе его проведения событие. Зато в естественных условиях – пожалуйста, сколько угодно. Можно, конечно, снять это всё на камеру, но как тогда доказать, этим событиям предшествовали определённые мысли ? Если в единичных случаях такие подтверждения допустимы, то получить объективный статистически достоверный результат, достаточно убедительный для научного признания, уже вряд ли получится.
С одной стороны, упразднение критерия Поппера поставило бы науку в неудобное положение, с другой – почему бы не быть оптимистом, рассчитывая на смещение научных приоритетов от "блюдения чистоты" к взаимному доверию – Ведь имеем как раз тот случай, когда оно становится необходимым. Тем более, что многие вещи таки можно проверить и получить "объективно достоверные" результаты, экстраполируя их на более обобщающие выводы – было бы желание и согласованность действий со стороны учёных.
Квантовые пиксели
Как видим, субъективная статистика вполне пригодна для использования её в качестве связующего звена между чувственным и "сверхчувственным" восприятием, а причина явлений, названных здесь "субъективно достоверными", выходит за рамки того, что принято считать "физическим миром". Согласно текущей парадигме, другого не существует, и причину любых событий в нашем мире можно "потрогать" или измерить приборами – не сейчас, так потом, по мере развития технологий. Тем не менее, специфика "субъективно достоверных" явлений требует привлечения принципиально иных категорий, несводимых к "физическому" в научном понимании. И если говорить о "смене парадигмы" не очень абстрактно, то она, по всей видимости, подразумевает смещение статуса метафизики от отвлечённой философии к науке, способствующей решению определённых задач. Прежде всего это выведет на новый уровень социологию, ведь существует принципиальная разница между обществом, в котором эти знания общедоступны, и обществом, представители которого даже не имеют представления о скрытых метафизических "механизмах", регулирующих их социальное поведение (или эти представления настолько размыты и искажены, что подобные "знания" скорее вредят, чем помогают).
Проведение параллели между соотношениями виртуальное-реальное и физическое-метафизическое здесь весьма показательно, однако имеет свои ограничения, из-за которых далеко не ко всем особенностям поведения нашего мира применима компьютерная терминология. Так, например, технологии виртуальной реальности не позволяют "прикрутить" новый орган чувств, хотя и могут успешно манипулировать пятью данными человеку от рождения. Или, скажем, добавить к цветовой модели RGB ещё один базовый цвет. Естественно было бы предположить, что там, где творят "игрушки" вроде нашей, такие возможности доступны.
Современный уровень представлений позволяет вполне определённо говорить о т.н. "квантовом компьютере", крутящем "движок" этого мира. Так, например, можно провести аналогию между спином частицы, принимающем, как это ни странно для оси вращения, лишь два дискретных положения в пространстве, и неким элементарным информационным битом. Похоже, что экспериментируя над частицами микромира мы таки добрались до мельчайших "пикселей" материи. * Забегая немного вперёд : если учесть, что главные манипуляции этими "пикселями" мы совершаем с помощью мозгов, а не приборов, то будет гораздо проще разобраться с тем, что мы тут наэкспериментировали – как в области научных разработок, так и на уровне социальных явлений.
С некоторых пор физикам приходится сталкиваться с вещами, неописуемыми человеческим языком (и даже привычным научным), поэтому им приходится придумывать новые понятия, такие как декогеренция, рекогеренция, спутанные состояния и другие, довольно туго состыковывающиеся с представлениями об "объективности" нашей реальности. Не могу назвать себя специалистом в квантовой физике, зато могу с уверенностью утверждать о том, что "декогерировать", "рекогерировать" и "спутываться" умеют не только элементарные частицы, но и вполне макроскопические объекты. Так, человек своими мыслями может притягивать (собственно говоря, он только этим и занимается по жизни) те или иные события, объекты, других людей. А как только теряет с ними непосредственный контакт, они "рекогерируют" обратно, в "пространство вариантов", и "лежат" себе там спокойно, пока он их снова не "декогерирует", настроив соответствующим образом "параметры мысленного излучения".
Непонятно ? Вот и мне тоже. Могу лишь констатировать факт, то есть озвучить статистически достоверный результат : то, что происходит со мной и вокруг меня, довольно неплохо коррелирует с моими мыслями, настроением, отношением к миру. Бывает и наоборот – мир оказывает воздействие, настраивая мои параметры "в принудительном порядке", инициируя соответствующие мысли и настроения, нажимая на "кнопки" моих субъективных предрасположенностей. Считать эти вещи случайностями не позволяет всё та же теория вероятностей – стало быть, существует вполне ощутимая связь между внешним и внутренним, и наблюдая её, возникает естественное желание во всём этом разобраться.
Основные сложности связаны с отсутствием понятийной базы, способной адекватно интерпретировать эти взаимосвязи. Первым источником, который помог мне хоть как-то сориентироваться (в том числе, сохранить целостность "крыши"), стал для меня "Трансерфинг реальности". В текущем контексте Вадим Зеланд заслуживает внимания прежде всего наукообразием изложения. "Наукообразием" в хорошем смысле, Ведь рассмотрение метафизического аспекта бытия существенно ограничивает, если вообще допускает применение формальных методов, поэтому способ объяснить эти вещи общедоступным языком, без привлечения хитрых философских систем, заслуживает внимания сам по себе. Кроме того, эффективность трансерфинга подтверждена весьма широкой аудиторией.
Впрочем, я больше о квантовой физике, которую связывает с трансерфингом представление о т.н. "пространстве вариантов", интерпретация которого столь же проста, сколь и всеобъемлюща : там есть всё, что было, есть и будет. Любое событие, независимо от его сложности – будь то происшествие с отдельно взятым человеком, жизнь целой страны или всемирная история – заведомо там содержится, как бы подсвечиваясь "фонариком" нашего сознания при переходе из потенциально возможного к реально происшедшему. Ну а что именно происходит, зависит от выбора каждого из участников этих событий. Учёные называют его "гильбертовым пространством", и в отличии от "обычного" оно не содержит фиксированного числа измерений, поскольку это ограничение не позволило бы, скажем, вместить такую чудовищную с точки зрения информационной ёмкости абстракцию, как "все возможные варианты развития человечества".
Неужели никак нельзя обойтись без привлечения столь громоздкой до неприличия сущности ? Всё зависит от того, насколько вы хотите углубляться в эту область. Большой практической пользы от такого занятия всё равно не будет, а вот мозги набекрень съехать могут. В общем, тема – на любителя, и если вас не привлекают подобные игры разума, можете перескочить на следующую часть , где ... собственно, те же игры разума, только затрагивают они не столько "техническую", сколько "этическую" сторону вопроса.
Описать "ничего" бесконечно сложно
Берём простой пример, иллюстрирующий взаимосвязь между внутренним состоянием и внешними проявлениями. Допустим, вы пребываете в прекрасном расположении духа, идёте по улице, и окружающий мир отражает ваше состояние – вы видите приветливые лица прохожих, откуда-то доносятся приятные запахи, звуки любимой мелодии, и всё в таком духе. Когда настроение плохое, вы чем-то раздражены или озабочены (для пущего наукообразия – ваше мысленное излучение поляризовано негативно), пространство вариантов со всей статистической предопределённостью материализует события в "стиле" вашего состояния : мрачные лица прохожих, резкие звуки, неприятные запахи, и т.п. С практической точки зрения тут достаточно сказать : "внешний мир отражает внутреннее состояние", а потому "думай о хорошем и будет тебе счастье". Но есть люди, которые не могут спокойно спать, пока есть хоть одно явление, которому не дано теоретического обоснования. Тогда они начинают сочинять всякие умные слова, пытаясь скрыть за ними свою некомпетентность по поводу того, как и почему это происходит.
А Ведь действительно странно получается. Исходим из того, что у каждого человека есть принципиальная возможность регулировать свои "параметры мысленного излучения". Иногда это бывает сложно, Однако не существует формальных запретов реагировать нестандартно – например, радоваться, когда у тебя неприятности. Выходит, что от моего выбора зависит, кого я встречу в одном и том же месте в одно и то же время – красивую девушку, которая приветливо мне улыбнётся, или пьяницу, который станет клянчить у меня деньги. Приведённый пример предельно упрощен и схематичен, но этого достаточно, чтобы отразить суть : "закон притяжения" работает, а объяснить его традиционными научными методами нет никакой возможности. Получается, что управляя своим внутренним состоянием, вы управляете поведением других людей ? Весьма сомнительно, тем более что временные промежутки между выбором и его последствиями бывают порой слишком короткими, чтобы люди успевали "вписываться" в динамику ваших "душевных порывов". Можно, конечно, остановиться на том, что вы один играете в эту игру под названием "Жизнь", а все остальные лишь имитируют людей, обладающих сознанием. Тогда всё очень просто объясняется, но если принять эту версию (именуемую в простонародье "солипсизмом") за истину, то как-то не интересно получается, да и непрактично по отношению к жизненной мотивации. Можно сделать и другое, столь же простое и неутешительное предположение, избавляющее от умственных нагрузок : всё происходящее с нами предопределено, а возможность выбирать – не более, чем иллюзия (в простонародье это называют "фатализмом"). В виду того, что подобные версии плохо сказываются на параметрах моего мысленного излучения, предпочитаю всё же воспользоваться "иллюзией выбора" и перенаправить его (излучение) в более продуктивное и душевно-комфортное русло. А посему исхожу из того, что :
а) выбор – есть ;
б) люди – тоже есть, и у них тоже есть выбор – куда пойти и о чём подумать ;
в) я не управляю их поведением, не имея ни малейшего представления о том, как это делаю.
Но как это совместить с моими хоть и субъективными, но от того не менее достоверными наблюдениями ? Вот тогда становится ясно, что обычным трёхмерным пространством тут не отделаешься – необходимо самое что ни на есть гильбертово.
Чтобы объяснить это на примере, вернёмся к аналогии с компьютерной игрой. Создавая виртуальный мир, разработчики могут выбрать один из двух способов его реализации. Первый можно условно назвать "реалистичным". Он предполагает, что поведение объектов и персонажей не зависит от того, наблюдаете вы за ними или нет. Этот мир существует объективно, живёт своей жизнью и ему всё равно, на какие кнопки вы жмёте (не считая случаев непосредственного взаимодействия с объектами). Второй способ – назовём его "иллюзорным" – создаёт мир "на ходу", по мере вашего перемещения по его просторам. Он как бы руководствуется принципом : если вы туда не смотрите, то не стоит тратить машинное время на выяснение того, что там происходит. Фактически это означает, что этого места объективно не существует, а как только вы послали запрос, чтобы узнать, как там идут дела, он обрабатывается соответствующим алгоритмом. Переходя с компьютерной модели на мир, в котором мы, вроде бы как, живём, следует отметить, что метафизический "алгоритм", осуществляющий обработку запроса, должен учитывать множество нюансов. Таких как содержание ваших мыслей, от которых зависит, какой сектор пространства вариантов будет "высвечен" ; содержимое памяти во избежание разного рода накладок (например : приходите вы к себе домой, а там живут незнакомые люди. Потом выясняется, что никто в этом мире о вас слыхом не слыхивал. И вообще, смотрите на себя в зеркало, а там – не вы...) Всё это, по идее, должно как-то согласовываться с памятью и мыслями других людей – как минимум тех, с кем вы находитесь в "спутанных" отношениях.
Глубоко залазить в эти дебри – дело неблагодарное, но при желании можно убедиться в том, что некоторые эффекты, связанные с работой метафизического "движка", доступны для наблюдения и экспериментирования. Тогда станет понятно, откуда "растут ноги" у специфических понятий, упомянутых выше. Как только "декогерированный" (проще говоря – воспринятый) объект исчезает из поля зрения, он перестаёт для вас существовать – происходит его "рекогеренция" обратно, в "пространство вариантов" (в "параллельный мир", если угодно). Большинство прохожих "растворяются" в нём, как только вы теряете их из вида. Как, впрочем, и вы для них в большинстве случаев являетесь лишь элементом декорации. Если же вы знакомы с человеком, значит находитесь с ним в "спутанных" отношениях. Это означает, что в отличии от случайных прохожих он не может просто так взять и "рекогерировать" без "объяснения причин", Ведь метафизический "движок", помимо прочего, должен поддерживать иллюзию того, что мы находимся в "ящике" одного на всех пространственно-временного континуума. На самом же деле этот "ящик" у каждого свой, а если и говорить о каком-то "общем", то следует помнить, что он не является ни "евклидовым", ни "неевклидовым", поскольку гильбертово пространство – это не "ящик", ограниченный конечным числом измерений.
Проще говоря, на самом деле нет никакого "самого дела". И для того, чтобы описать то, чего нет, приходится выдумывать бесконечно сложные абстракции.
Каким сегодня будет мое вчера ?
Итак, появление некоторых новых понятий вызвано насущной необходимостью дать внятную интерпретацию результатам экспериментов с микрочастицами, и как-то совместить это дело с незримыми взаимосвязями между внутренним миром человека и происходящими с ним событиями. Учёным тяжело расставаться с такой привычной и объективной реальностью, и мне очень близки их переживания. Пытаясь хоть как-то себя утешить, они сочиняют версии, которые, по их мнению, способны объяснить квантовые эффекты традиционными способами. Другие же готовы на предательство ради простого и понятного объяснения, несмотря на то, что оно не вписывается в стереотипы, принятые научным сообществом. Консервативно настроенные представители приняли "копенгагенскую интерпретацию", более раскрепощённые умы придумывают альтернативные версии, среди которых наиболее популярна т.н. "многомировая интерпретация". Возвращаясь к примеру с улыбающейся девушкой и унылым пьяницей, всплывает закономерный вопрос : куда девается последний, если я выбираю "позитивную поляризацию" своего настроения, и наоборот – куда "исчезнет" девушка, если я "предпочту" задушевную беседу с оборванцем ? Напрашивается вывод о неких "параллельных мирах", между которыми мы постоянно осуществляем переходы, сами того не подозревая. А работа метафизического "движка" построена на переключении "перемычек" между этими мирами, чтобы "сталкивать" нас друг другом в нужное время в нужном месте. По какому принципу выбирается то, что "нужно" – вопрос далеко не однозначный, потому лучше вынести его за рамки этой части.
Фантастика, наверное, скоро перестанет существовать, как жанр, Ведь действительность опережает самые смелые предположения. Имитация реальности, материализация мыслей, параллельные миры... Чего-то, вроде, не хватает. Ах, да – путешествия во времени, как же без них. Не в буквальном, конечно, смысле, просто некоторые наблюдения... Если смотреть на них по отдельности, то это самые заурядные события, но прослеживая между ними взаимосвязи можно обнаружить любопытные вещи. Так, например, я узнал, что жизненный путь человека можно сравнить с путешествием в "пространстве вариантов", сюжетная линия которого определяется содержанием и эмоциональной окраской его мыслей. В результате каждый имеет в своём распоряжении "персональный экземпляр" мира, который как бы живёт по собственным законам, запечатлённым в индивидуальной статистике происходящих в нём событий. Но это ещё не всё. Дело в том, что от выбора, который мы совершаем, зависит не только настоящее или будущее, но и прошлое. Есть множество наблюдений, которые мне лень здесь перечислять и описывать, в сумме дающие основания полагать, что "персональный слой реальности" подразумевает не только актуальные (т.е. непосредственно происходящие с человеком) события, но и события прошлого, к которым он не имеет непосредственного отношения – вплоть до исторических. Сказанное означает, что в зависимости от сделанного выбора человек может переместиться в сектор пространства вариантов, которому соответствует определённый фрагмент прошлого. Да-да, именно так : прошлое, как и настоящее, формируется "на ходу".
Напрашивается вопрос : не проще ли сказать, что эта информация (события, о которых я только что узнал) до сих пор не попадалась мне на глаза, вместо того чтобы придумывать столь фантастические объяснения ? Ну, во-первых, теперь уже никакое объяснение не покажется мне чересчур фантастическим, а во-вторых, в данном случае применяется "универсальный" метод, основанный на субъективной статистике. Которая "говорит" о том, что весьма маловероятно, что всё это время я пребывал в неведении – скорее всего эти события отсутствовали в моём "слое реальности", пока я не переместился на линию, где они имели место в прошлом.
Выходит, то что мы называем "историей человечества" – это результат нашего коллективного творчества по притягиванию "за уши" множества её индивидуальных версий в тщетной попытке слепить из этой кучи байку, которая бы всех устроила ? Если это действительно так, то использование сей науки в качестве хобби – это лучшее, на что она годится.
|
</> |