ДОСТОЕВСКИЙ

топ 100 блогов boris_yakemenko11.11.2011 Уходящий год – год Ф.М.Достоевского. В 2011 году отмечается 190-летие со дня рождения, 130 лет со дня смерти, 30 лет дома-музея Достоевского в Старой Руссе.
Достоевский всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний – возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он дживет, а по тому, о чем он мечтает», - писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Ю.М.Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной, парадоксальной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».
Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу, как самую главную ценность.
Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе. Хорошо известно, что Достоевский резко разорвал отношения с критиком В.Г.Белинским именно за то, что тот «ругал ему Христа». Но, как точно отмечал протоиерей Г.Флоровский, «вера Достоевского шла от любви, а не от Божественного страха, как у Гоголя».
«Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа, - писал Иустин Попович, - Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам – всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».
Достоевский жил в то время, когда вера в Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в кто время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно». Покажите «мне что-нибудь лучше Христа»! «Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите» и подчеркивал: «русский человек без Православия – дрянь».
Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном – о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, - советовал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно… Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».
Романы и повести Достоевского показывают, что единственный путь к Богу и ближним – путь любви. «Постарайтесь любить ваших ближних действенно и неустанно, -призывает он, - По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уже несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу». Ад для Достоевского это «страдание о том, что нельзя уже более любить». Но для Достоевского мало любить только лишь людей. «Любите все создание Божие, - советует он, - и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью».





Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Недавно на меня наорал один очень воспитанный и интеллигентный человек. Я его давно знаю, он очень хороший человек, спокойный и приятный, от него слова грубого не услышишь, он не сквернословит, не ругается, не сплетничает, разговаривает тихим ...
Но даже такие видео-курсы обычно снимались одной камерой. А приходилось ли вам хоть когда видеть фильм, снятый одной камерой из одной точки, без единого изменения освещения или других подобных вправлянь. Вряд ли ваше внимание сможет надолго ...
Мы привыкли, что в три-дэ нам чаще всего показывают каких-то обезьян: Иногда везет и показывают красивых женщин в одежде, которой почти нет. Теперь творцы добрались до визуализации того, к чему мы привыкли, но так не видели. Прямо сейчас вы сможете увидеть в 3D, как изменится развязка ...
Странно и удивительно - меня френдят мальчики, причем я совершенно не понимаю за что: все время о тряпках и о всякой бабской фигне, а сама ни разу ни единой сисеГ не запостила. Срочно исправляюсь. Девочкам тоже будет интересно: Перед ужином я ...
И снова вопрос про банк. Столь необходимую в мире финансовую грамотность я приобретаю ценой собственных шишек. Ну, хотя бы приобретаю. А за обучение нужно платить. Итак, преамбула. В 2008 году я зачем-то вознамерилась стать клиентом самого ...