Достоевский, как апостол антихриста?
kalakazo — 21.03.2021 Теги: Попович Достопочтенный gerontiey:"Достоевский, как апостол антихриста
Вступление
Что такое святость в христианском понимании данного слова? Ответ на этот вопрос можно сформулировать по-разному, но, кажется, наиболее общей формулировкой будет такая – свят тот, в ком изобразился Христос.
Именно о святости и говорил ап. Павел в «Послании Галатам»: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». (Гал. 4, 19) В этом же «Послании» апостол говорит:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное (Геронтий – т.е. не благовествование вообще), а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». (Гал. 1, 6-9)
Как следует из этих слов, Христос не может изобразиться в том, кто верит не так, как веровал ап. Павел, вера которого была одинаковой с верой прочих апостолов, а потому и есть вера Церкви, которая недаром именуется апостольской. Однако же дело не просто в вере, а в такой вере, которая находит своё выражение в делах, о чём ап. Иаков сказал в своём «Соборном послании»: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». ( Иак. 2, 26) Таким образом, даже и тот, кто верит правильно, но жизнью своею не исполняет заповедей Божиих, никак не может быть признан святым.
И в этом плане представляется полезным исследовать вопрос о святости всемирно-известного русского писателя Ф.М. Достоевского, которого многие известные личности объявили уже не просто святым, а даже апостолом и пророком! Поскольку же Церковь христианская именуется апостольской Церковью, то и вера Достоевского, раз он апостол, должна быть включена в Символ Веры, принятый Церковью, а литературные труды Фёдора Михайловича следует включить в число канонических книг Нового Завета поскольку, если он пророк и апостол, то значит Дух Святой направлял его руку, когда он писал свои сочинения. И именно так учит о Достоевском, признанный Сербской Церковью святым, преп. Иустин (Попович). В своей статье «Достоевский как пророк и апостол православного реализма» Попович говорит:
«Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам – всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».
Пророк, апостол и мученик – это всё о Достоевском? Какие же пророчества Достоевского исполнились к 1940 году, когда Попович это писал? Никакие. Если он апостол, то где доказательства, что на проповедь его послал именно Христос? Если он христианский мученик за веру, то как же тогда он и одновременно популярный писатель, хорошо зарабатывающий своим литературным трудом, не в укор ему это сказано? Или мученичеством надо считать каторгу, которой ему заменили смертную казнь, признав государственным преступником?
Но ничего из сказанного выше не смущает разгоряченного поклонника писателя Достоевского, и в числе прочего он пишет следующее:
«Для Достоевского Богочеловек Христос – это нечто более высокое, чем Истина, Правда, Любовь и все самое возвышенное, о чем только могут помыслить люди. И если бы даже возникла дилемма – Христос или истина, – Достоевский избрал бы Христа и отвергнул бы истину. Такова его вера, вера, с которой может сравниться лишь вера одного апостола Павла. Такая вера и составляет его «Символ веры». Вот его собственные слова, говорящие об этом: «Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие минуты я сложил себе символ веры, в котором для меня все ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось остаться с Христом, чем с Истиной».
Вот этот символ веры Достоевского – Христос выше истины. Самое интересное, что ни Поповича, ни Достоевского совершенно не смущают слова Самого Христа: «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною». (Ин. 14,6) Как же можно ставить Христа выше истина, когда Он Сам Истина? Христос, который может быть отделен от истины, есть уже лже-Христос. Впрочем, когда бы этот символ личной веры Достоевского оставался только при нём, тогда можно было бы и промолчать по его поводу. Однако же, когда Достоевский предлагается как апостол, пророк и христианский мученик, то и слова его уже будут Церковным учением, в связи с чем остаётся только вспомнить слова ап. Павла, которые приводились выше - Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. И если даже самого Поповича объявили преподобным, то согласно совету апостола и он недостоин веры, когда вводит новое учение. Заранее встав на эту точку зрения, представляется полезным исследовать вопрос о соответствии личной веры Достоевского вере апостольской и святоотеческой. Исследование будет производиться на примере трёх глав, 3-ей, 4-ой и 5-ой, из труда Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», под названиями «Братья знакомятся», «Бунт» и «Великий инквизитор» соответственно. Главы находятся в пятой книге второй части «Братьев Карамазовых»"
отсюда
|
</> |