Дорогой Станислав Сергеевич.
znatokin — 17.10.2010Посмотрел на Говорухина у Познера и остался в
своём давнем заблуждении, что знаю этого человека. Мы с давненько
не встречались, и он почти не изменился - по-прежнему красиво
стареющий консерватор-ретроград.Говорухин поприсутствовал в моей
жизни изрядно: доводилось быть его помощником в думе, его
представителем в пору президентских его амбиций, спорить с ним до
ссор и хрипоты... От всего перечисленного осталось чувство глубокой
человеческой симпатии и безусловное уважение к большинству его
политических заблуждений.
А познакомились мы на "АССЕ". Хотя, трудно назвать знакомство чуть
заметные кивки в ответ на мои приветствия. Долгое время мне
казалось, что он совсем не отличает меня из всей
пёстрой массы нашей съёмочной группы. Впервые и неожиданно
Говорухин обратился ко мне по имени в день съёмок на ипподроме,
вслед за крупным разъбоном полученным мною от Соловьёва и Лебешева.
Накануне я немного нашкодил - снималась знаменитая сцена в Зелёном
театре и я мало того, что чуть не въебал по Цою, так ещё и с
перепугу наябеднячал сам на себя в студийной диспетчерской. Скандал
после всех моих злоключений выдался знатный - Досталь вставил
творцам по первое число, а те, соответственно, мне. Было очень
обидно и я собирался уходить с картины, и тут, проходивший мимо
Говорухин, неожиданно спросил: "Юр, а где тут можно выпить рюмку
коньяку?"
Я зажевал ответ находясь в шоке от сознания того, что САМ Говорухин
не только разглядел меня в толпе, но и вспомнил имя.
Короче, той рюмкой Говорухин поработил меня навеки.
Той рюмкой не ограничились и выпивали неоднократно
впоследствии.
Помню, пришёл первый раз в Думу к Говорухину, а он тогда был
председателем комитета по культуре - не знаю как разговор начать -
новый статус у человека... Открываю тяжёлую дверь, мнусь в тамбуре
приёмной - Говорухин дымит трубкой и на открытую дверь нарочито не
реагирует, спрашиваю с порога, робко: "Это прачечная?"
"Хуячечная! Заходи, Юрик!" - и отлегло.
После он ходил в президенты, а до того мы ездили в Кавминводы,
откуда он собирался избираться в Думу.
А до всего этого, сквозь патину воспоминаний проступает без
ярковыраженных подробностей, как элитарные режиссёры конца 80-х,
состоявшие в мосфильмовском объединении "Круг" пеняли худруку
Соловьёву за приглашение одессита Говорухина. Им западло было
объединяться со снимающим "народное кино" коллегой. Кто-то из
элитарных ушёл из жизни, кто-то задержался и тоже предринимал
попытки освоить "народную нишу", но в этом не преуспел, а Говорухин
остался самим собой - лудит себе кино понятное населению,
рассказывает истории от начала и до конца, не затрудняя зрителя
избыточными умствованиями, но вполне и щедро отпуская ему эмоций. И
кино говорухинское простое, но не упрощённое. Пожалуй, он один и
остался из своих современников, умеющий рассказать историю без
маразма... Говорухин - настоящий художник и честный гражданин. Я с
его гражданской позицией не согласен, но, как говорится, готов
многое претерпеть что бы он мог её выражать.
Говорухин давно и последовательно оставался соратником Лужкова.
Слава богу, хватило у него ума не лезть за него на баррикады, но
мог. Слава богу, не полез.
Невольно сравнивая собеседников, отдаю свою безусловную симпатию
Славе. Сравнение Познера и Говорухина очевидно демонстрирует
значительную цельность одного и хитровыебанную компромиссность
другого. Впрочем, Бог им судья...
|
</> |