Дорога до Архангельска. Голубино и окрестности. Красная горка.


В этот раз между экскурсиями у нас случился перерыв на обед и даже послеобеденный отдых. А потом нам предстояла поездка в деревню Красная Горка к развалинам Красногорского Богородицкого монастыря. Думаю, вы догадались, кто подбил нашу команду на это.
Что ж, наступило время Ч, группу экскурсантов повезли. Сначала наш путь пролегал по «потрясной» дороге 11А-004, а потом наш пазик свернул с неё и принялся карабкаться в гору. До места добрались минут за 15 и оказались «в одной пластилиновой местности». Это и была деревня (или посёлок?) Красная Горка.
Что я могу про него сказать — бедненько, но чистенько. Во всех смыслах этих слов: дома поддерживаются в порядке, на трёх улочках чисто, помойка регулярно вывозится, трава выкашивается, магазин работает. И виды с горки открывались захватывающие.














Красиво! А вот ещё несколько дронофото, покраденных в интернете:






Что ж, природными красотами насладились, пора и об истории с архитектурой. То, что вы видите на фото №21 — остатки Красногорского Богородицкого монастыря.
Основан на Чёрной горе у Пинежского Волока. Тогда нынешняя Красная Горка называлась чёрной и имела довольно зловещую репутацию — якобы, тут располагалось языческое капище на котором творились всяческие непотребства и шабаши нечистой силы. Потому тут и основали монастырь — бесов изгнать, место очистить. Хотя, есть и более прозаическая версия — просто тогда вся гора была покрыта темнохвойной тайгой.
Основание монастыря относится к 1603 г., но грамота на основание монастыря была получена от Василия Шуйского в августе 1606 г.
До 1630-х гг. назывался Черногорским монастырём. Основатель монастыря Макарий Красногорский принёс в обитель список Владимирской иконы Божией Матери.
Вскоре после основания монастырь попал под покровительство богатого ярославского купца Егора Третьяка Лыткина. По его инициативе в 1629 г. сюда была перенесена Грузинская икона Божией Матери, после чего монастырь стал привлекать многочисленных богомольцев. Лыткин делал в монастырь богатые вклады деньгами, церковной утварью, богослужебными книгами (пожертвовал более 100 книг, причём 73 из них были переписаны им самим). Лыткин выстроил в монастыре по своему плану новую церковь.


В 1640 г. умер основатель монастыря — преподобный Макарий Красногорский. Место его погребения ныне утрачено.
В конце XVIII в. игуменом Красногорского монастыря был назначен отец Иоасаф, который хотя и много сделал для улучшения хозяйственного положения монастыря, но жил слишком роскошно, выстроил себе новые обширнейшие кельи, продавал на сторону для покрытия своих расходов из монастыря богослужебные книги, допустил и братию до слишком свободной жизни, причём монахи стали для увеличения своих доходов крестить и исполнять другие требы, принадлежащие собственно только священникам; 17 февраля 1694 г. преосвященный Афанасий сменил Иоасафа, запретил ему священнослужение и отослал под строгий надзор в Сийский монастырь.
В 1695 г. обитель пережила пожар. В 1714 г. на территории монастыря был похоронен князь Василий Васильевич Голицын — фаворит царевны Софьи, противник Петра Великого и, говоря современным языком, премьер-министр России во времена царевны Софьи, скончавшийся в Пинеге. Со времени реформы 1764 г. — заштатный монастырь. Занятное описание монастыря и его истории можно прочесть здесь.




В 1920 г. Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Точная копия Грузинской иконы с XVII в. привлекает паломников в Раифский Богородицкий монастырь под Казанью.
В зданиях монастыря располагалась детская коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х гг. в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.
В 2006 г. были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория (в основном для нужд туристического комплекса «Красная Горка»). Через некоторое время восстановленные корпуса снова пострадали от пожара, а туристический комплекс приказал долго жить.
Сейчас Богородицкий собор, построенный в 1726 г. находится в руинированном состоянии, что весьма печально, ибо в архитектурном плане он довольно любопытен и представляет собой высокий двухъярусный бесстолпный четверик, на который, при помощи парусов, установлен восьмерик, увенчанный восьмигранным же барабаном с полуциркульным куполом и малой луковичной главкой. К восточному фасаду примыкает шестигранная алтарная апсида, к западному — трапезная, а к ней, в свою очередь, трёхъярусная колокольня, нижний ярус которой выполнен в виде четверика, а два верхних — восьмерика. Колокольня завершалась полуциркульным куполом с высоким шпилем. Парадоксальным образом, до разрушения храм напоминал буддистские пагоды, что хорошо видно на фото №25 и фото ниже.

Сохранившийся декор выполнен в формах уже архаичного для 1726 года Нарышкинского барокко: рамочные наличники с полуциркульным и килевидным завершением, имитирующим закомары, карнизы, поддержанные 3 поясами сухариков. Однако, рамочные наличники первого яруса четверика и трапезной отсылают, скорее, к Петровскому барокко. Таким образом, здание стоит отнести к переходному от Нарышкинского к Петровскому барокко стилю. В данный момент собор выглядит так:







Как ни удивительно, фрески частично уцелели, хотя вид здания изнутри ничего, кроме уныния, не навевает:





Стенопись по стилю похожа на первую половину XIX в. Ну, а в целом, всё грустно. Церковь не заинтересована в восстановлении монастыря: далеко, дорого и на паломниках не заработаешь, о чём местным жителям было прямо сказано.
Как я уже упоминал выше, именно здесь похоронен князь Василий Васильевич Голицын, отбывавший в Пинеге ссылку и ходивший сюда на богомолье пешком. Современная могильная плита стоит возле алтарной апсиды, но точное положение могилы неизвестно.


Вот так и упокоился довольно неоднозначный персонаж нашей истории.
На территории ещё сохранился келейный корпус, где, собственно, последовательно помещались комунна, пионерлагерь, дурдом и база отдыха. После пожара он тоже пребывает в довольно отвратном состоянии.

Построено здание не позднее 1878 г. в стиле эклектики.
В заключение хочу сказать, что, при возможности, на эту экскурсию стоит ехать, и, пожалуй, лучше зимой, когда строения монастыря выглядят куда импозантнее.



Надеюсь, база отдыха ещё оживёт, а здания монастыря будут отреставрированы. Хочется надеяться.
Ну, а мы возвратились в ПВД и я, пребывая после ужина в благодушном настроении, настрочил очередную часть своей «летописи»:
«Наутро дня сего, от сна восставши, отправили ся мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной во трапезную, где трапезничали изрядно. После трапезной же повезли нас на водопад. Водопад тот невелик, но предивен зело: течёт он из горы в яме каменной, иноземным словом "карст" рекомой. По соизволению Божию подмывает водя текучая скалы, они внутрь себя и оседают. От того дорога в погост Голубинский столь извилиста бысть - кругом те ямы карстовы, и в версту, и в две в поперечнике, а глубиною сажен до полуста. После водили нас во пещеру водой промытою в камне мягком, гипс рекомом. Пещера та велика и предивна, а высока столь, что внутри три избы друг на друга поставити можно.
После пещеры водили нас в трапезную, где трактовали изрядно, а после трапезной возили на Горку Красную, где стоял во времена оны монастырь, да в запустение и раззор Божьим попущением пришед. В монастыре том успокоил ся князь Василий Васильевич Голицын, на коего три ста с лихом лет тому государь Пётр Алексеевич опалу за воровство его и измену наложил, да в края сии сослал.
От руин монастырских вид благолепен на Пинегу реку, на которой погост Голубинский стоит. Река та велика, но мелка и славна сёмгою-рыьой, что в ней ловят.
Засим, бояре, прощаюсь, ибо ехать нам до заутрени ко городу Архангельскому, а что там будет - в новой грамоте цифирной поведаю.
А ещё, бояре, не поведал я о нелепе, что зрели мы в воеводствах Вологодском да Архангельском. Не иначе попущением Божьим за грехи наши, стоят в воеводстве Вологодском вдоль тракта ульи полосатые, а в ульях тех не пчёлы медоносные живяху и не шершни даже - сидяху ярыжки, на коих креста нет, и зрят, не гонит ли кто на коляске самобеглой лихо. Тех, кто им не глянул ся, в грамоту берестяну записывают и лубок цифирный рисуют с парусной. Не щадят ни калики перехожего, ни боярина. А грамоты те после вирникам государевым отдают, а те виру тяжку налагают, словом иноземным "штраф" рекомую, от чего люд православный в оскудение впадает. Того же, кто сперворазу не заплатит, волокут в суд неправый и на правёж ставят, от чего государю Володимеру Володимеровичу от холопей его верных, чрез ярыжек тех случается хула и поношение. Не трогают те шпыни ненадобные, что по ульям сидят, токмо стражу государеву, да лекарей, и то, егда те на колясках самобеглых да расписных с колотушками едут. И избыть беду сию токмо одним способом можно - саженей когда за двести, когда за пятьсот от улья бесовского, добрые люди знамена понаставили, мол, берегись, люд православный, ходи опасно. Завидев знамено то, возжи коляски самобеглой натянуть надлежит и тащиться дале ходом одра колченогого с голодухи полыхающего. Тогда ярыжка тебя и не узрит - такой на них зарок наложен! А стоят те ульи в воеводстве Вологодском, почитай, каждые десять вёрст.
В воеводстве же Архангельском ярыжки не в ульях, а на столбех сидяху. На ином так и гроздьями висяху, но стоят те столбы реже. Вот такая напасть на Святой Руси завелась за грехи наши. Так что молю вас, бояре, в тех краях, ходите опасно, особливо молю боярин а Кирилла Митрича, бо любит он быструю езду преизлиха ;) ».