Дореволюционные предприниматели России. Король тканей - Николай Коншин
otrageniya — 12.07.2022 Здравствуйте уважаемые.На прошлой неделе начали тему, которая, возможно, вам интересна. Предлагаю продолжить :-)
Итак...
В прошлый раз вспоминали "Русского Моргана", а сегодня вспомним о его деловом партнере в области легкой промышленности - Николая Николаевича Коншина (1833—1918).
Крайне интересный человек, умница и настоящий Меценат с большой буквы.
Вообще Коншины - это знаковая фамилия для отечественной промышленности тканей.
Именно благодаря им наша страна перестала зависеть от поставок английского хлопка.
Посадские люди из Серпухова начали свое дело чуть ли не при Петре Великом, занимаясь производством парусины. Первый действительно крупный завод Коншины построили в 1732 году, открыв льняную мануфактуру. А уже на нее базе Максим Алексеевич Коншин (1781-1816) открыл бумаготкацкую и ситценабивную фабрику, на которой трудились первоначально более ста рабочих.
Она получила название «Старая мыза». Всю жизнь он расширял и улучшал бизнес, преодалевал английское эмбарго на ввоз машин, следил за новыми веянями (поставил, например, паровую машину). Количество рабочих увеличилось до 3500. Фабрика стала известной по всей России. На ней вырабатывали ситец, платки и покрывала; они продавались в Москве, Серпухове и в Нижнем Новгороде на знаменитой ярмарке.
После его смерти осталось крепкое предприятие и немало денег.
У Николая Максимовича было трое сыновей: Иван Николаевич (1828 – 1898), Николай Николаевич (1833-1918) и Максим Николаевич (1837- 1898). Его вдова Марфа Филипповна Варгина – представительница ещё одного знаменитого рода в Серпухове, решила разделить бизнес между всеми тремя. Завод и основные активы достались старшему, младшему - бумаготкацкая, ситценабивная и красильная фабрики. А вот средний получил только деньги. Но именно у него была та самя деловая хватка. Вместе с братом Максимом он основал торговый дом (Максим скоро отошел от дел), открыл новое предприятие под названием Новая Мыза (которое просуществовало до 2009 года), а после смерти достойного своими деяниями старшего брата выкупил и его предприятие.
Именно Николай Николаевич стал одним из локомотивов руской легкой промышленности и настоящим ее символом!
И да, именно Николай Коншин заведя плантацию в Мервском оазисе и выращивая хлопчатник из американских семян практически прекрастил зависимость страны от поставок сырья из США и Индии. И дал целое направление жизни всей Средней Азии.
Коншин постоянно учился, смотрел за зарубежным опытом и был не только мощным промышленником, но и прекрасным продавцом своей продукции. И не только. Его работа была на грани геополитики - его связи в Персии и на Балканах помогали Российской Империи вести там свою политику. Не зря же он стал генеральным консулом королевства Сербии и княжества Болгарии в России!
Власти местные тоже его не забывали - он был награжден орденами Владимира III и IV степени, получил потомственное дворянство.
Но главное даже не в этом - Коншин был промышленником нового типа. Он максимально старался сделать жизнь и труд своих рабочих удобной. А их у него было немало - до 14 000 человек. И Коншин реально много делал для них (относительно других промышленников). Подумайте сами - Коншин построил 24 корпуса квартир (казарменного типа) и посёлок из 300 домиков, на покупку которых можно было получить ссуду. При фабриках Коншина работали бесплатные ясли, действовало училище. Также имелись ремесленная школа, больница и чайная, призванная отвлечь пролетариат от пьянства. А еще страстный фанат футбола, он организовал одну из первый профессиональных футбольных команд в стране.
Что, к слову, никогда не спасало его от стачек - на его предприятиях они были постоянно. Вот такой вот парадокс :-)
Кроме улучшения жизни рабочих Коншин много жертвовал на богугодные дела. Причем не только монастырям и церквям. Открыл женскую гимназию, библиотеку, много помогал больницам и богодельням. В общем, достойно себе вел.
От двух браков имел аж 9 детей, но никто изх них не показал той предприимчивости и деловой хватки как у отца. Старший Николай подавал большие надежды, но рано умер от туберкулеза.
Второй Николай (от второго брака) стал позором семьи. Захотел стать певцом (неудачно), а потом и вовсе закончил жизнь самоубиством.
Достойно себя вел еще один сын - Александр, ставший одним из пионеров автомобильных гонок в стране - но тоже рано погиб в аварии.
Наследником должен был стать Сергей Николаевич Коншин, женаты на дочери того самого Николая Второва, о котором мы говорили на прошлой неделе. Но все закончилось после Революции.
Николай Николаевич не долго прожил после того как его предприятия национализированы были и погибло дело всей жизни. Дети уехали в эмиграцию и звезд с неба не хватали.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.
|
</> |