Дореволюционная реклама контрацепции
oadam — 23.03.2016В работе «Что же нам делать?», Лев Толстой с горечью отмечал, что женщины из «богатых классов» повсеместно «стараются избавиться от рождения детей». И он имел в виду не аборты, которые были широко распространены в народной среде, и практически не встречались среди дворянок. А именно контрацептивы всех видов.
Несмотря на острую критику контрацептивов со всех сторон, в начале XX века врачи стали пропагандировать их использование – они были вынуждены признать, что использование противозачаточных средств является предпочтительнее незаконных абортов и масштабного распространения сифилиса.
В первую очередь, конечно, рекламировали презервативы, которые после открытия в 1843 году Гудиером (США) и Хэнкоком (Англия) процесса вулканизации резины, стали массовым продуктом. Настолько массовым, что их даже подделывали.
Каталоги и прейскуранты на контрацептивы часто предлагались бесплатно – от потенциального клиента требовалось лишь написать письмо с намерением ознакомиться с относительно новой для России продукцией.
Презервативы стоили не так чтобы дорого, но и нёдешево – от восьмидесяти копеек до семи рублей за дюжину. А в те времена бутылка водки (0,61 литра) с красной крышкой («казёнка») стоила 40 копеек.
Мужчин презервативы интересовали в основном из-за угрозы заражения венерическими заболеваниями, широко распространившимися в российском обществе к началу XX в. Реклама же средств предотвращения беременности чаще всего обращалась к дамам, как к наиболее заинтересованным в этом лицам.
При этом назначение рекламируемых предметов часто стыдливо прикрывали словами «для известной надобности». А слова «испытано врачами» были потом повторены на советских презервативах надписью «Испытано электроникой».
Контрацептивы чаще всего рекламировали и продавали под видом средств дамской гигиены. Иногда реклама контрацепции была лаконичной, а иногда с подробным описанием преимуществ именно предлагаемого метода.
К аппаратам для спринцевания прикладывалась инструкция к применению и рецепты растворов, типа «сок двух лимонов и две столовых ложки уксуса на литр кипяченной воды» или «особый отвар можжевельника».
Вы думаете, это реклама губок для мытья посуды? Нет, это реклама популярных тогда противозачаточных губок из резины. Они считались простейшим женским «предохранительным» средством, заключающимся в том, что перед началом полового акта необходимо ввести (сами знаете куда) резиновую губку, пропитанную лимонным соком или чем-то там еще.
При этом честно предупреждалось о минусах данного средства: «легкость сдвижения с места» и оказание «вредного влияния на нежные внутренние части».
А что вот тут рекламируется, мне даже подумать страшно. Приведу цитату, а вы сами додумывайте: «К концу XIX века стали использовать специальные кнопки или шеечные колпачки в форме луковицы с боковыми ответвлениями, которые вводили в полость матки. Такие контрацептивы изготавливались из оловянных сплавов, золота, серебра, слоновой кости, и платины с алмазами (Tatum H.J. et al., 1975)».
Да, тяжело жилось женщине при проклятом царизме – постоянно таскать в себе внутриматочную контрацепцию из платины с алмазами. И прав был Карл Маркс, написавший: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, знает что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента».
Короче – и в Великой Октябрьской социалистической революции, тоже виноваты бабы!
|
</> |