Допотопность
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Интуитивное и личное.
По стечению обстоятельств в последнее время поглотил много всяких лордов Дансейни и Дэвидов Линдсеев, Джонов Ури Ллойдов и иже с ними. А Толкин и так постоянно со мной, не дает возможности забыть о себе.
Долго мучился с определением, что их объединяет.
Потом нашёл.
Допотопность.
Они описывают мир до Бога. Вне Бога. Даже не до Первого Пришествия Иисуса Христа, (а Благовестие должно быть в заводских настройках у всех христиан), а вообще игнорируют самые первые обращения Господа ко своим тварям вроде общения с ветхозаветными Ноем и Авраамом.
Словно Бога нет. В лучшем случае - есть демиург, создавший мир, а затем устранившийся от дел. К нему нет смысла обращаться, он всё равно не услышит и ничем не ответит.
Поэтому этот мир заполнен божками всех мастей, духами, магами, которые со всеми ими общаются, и героями, которые от скуки отвешивают всем люлей. На фоне какого-то невнятного быдла, которое должно изображать человечество, но, честно говоря, живописует то варваров-людоедов, то развращённых и порочных носителей цивилизации.
(с Толкиным немного сложнее, он - обезьяна евангелистов, копирует по-своему Библию и переделывает её на свой лад, непонятно зачем).
Мир получался скучный, мрачный и бесперспективный, как компьютерная игра: сюжет и антураж могут занять на какое-то время, но потом всё равно упрёшься в the End. Полный the End. Пустота. Мрак. Маета. В лучшем случае - перерождение потом, после смерти, очередное попадание в беличье колесо судьбы - с тем же не-результатом, прохождением той же игры.
Мир с неведомыми землями, материками, эпохами, империями, культами, которые непонятно зачем возникли и неведомо зачем сохранились в истории.
Примерно так выглядел бы Ветхий Завет, если бы евреи от скуки принялись бы во всех подробностях описывать допотопную эпоху (а не ограничились сухим списком потомков Адама и Евы), да, вдобавок, растянули бы на десяток книг времена Нимрода и строительства Вавилонской башни.
Ладно, когда у зачинателей фэнтези звучат фольклорные мотивы, точнее, то, что во всех странах выдаётся за народное творчество (а на самом деле создано просветителями и романтиками на основании обрывков быличек безграмотных и тёмных людей). Английские феи, карлики, эльфы, прочие дивные вполне естественны и жизненны, они соседи крестьян, они часть одушевлённой природы. По-своему они знакомы со светом христианства, даже если сопротивляются ему.
Но когда английские авторы пытаются понять тот мир, в котором эти существа живут, и начинают конструировать общее для всех нас всех мироздание, то их тянет не в христианство с ренессансным язычеством, как ожидается от людей их культуры - а куда-то туда, где нет ни отцов церкви, ни античных классиков, ни средневековых эпосов.
Даже непонятно, откуда может взяться у людей обязательного классического образования такое всевластие магии и мир без Бога.
Примерно так наш современник, человек компьютерной эпохи, стал бы рассуждать в терминах натурфилософии о царствах природы - его бы никто не понял.
А тут совершенно массовое явление, затронувшее многих писателей, и быстро ставшее мейнстримом. А потом образцом для всего мира.
Это резко контрастирует, скажем, с русской литературой, которая до сих пор богоцентрична.
Такова даже советская, атеистическая литература - она просто занялась богоискательством по другому первоисточнику.
На собрании партячейки принято решение прекратить строить Царствие Божие по тов. Христу, как не оправдавшее доверие, а строить счастие всех по тов. Марксу. Кто за? Против? Воздержался? Принято единогласно!
Несмотря на всю хтонь и хрень русской жизни, она твёрдо стояла на аксиоме что Бог есть, что Христос сошёл к людям, поэтому все последующие события и жизни вертятся вокруг этих основополагающих фактов: кто-то идёт узкой тропой к Царствию Божьему, кто-то присягает Дьяволу, и вне этого ничего нет. Меняются только точки зрения, что именно считать Богом - а что антиподом: Сталина или Николая Второго, Путина или Навального.
Даже когда российские просветители восемнадцатого века стали по примеру старших товарищей конструировать своё язычество, то придумали они язычество в Боге, в мире, где благовестие не дошло ещё до окраин - а не вне Бога, как у их английских коллег.
Наш доморощенный маг - или колдун, продавший душу бесам, или чудотворец, творящий чудеса по молитвам. Самостоятельного мага наша культура не знает. Даже если он атеист и учёный - тогда он или творит науку ради людей (напоминаю, этим заменяя Бога) или против людей (напоминаю, творя зло ради Дьявола).
Так в чём же дело?
Неужели это косвенное подтверждение конспирологических версий об истинных корнях англосаксонских владычества и культуры?
Которые древнее первых английских королевств, основанных беглецами из Трои, глубже преданий кельтов и бритов.
И для которого рассеянные колена израилевы всего лишь мальчики на побегушках.
А Венеция, откуда по наследству к Британии перешла талассократия, для этой традиции всего лишь очередная ступень общего замысла.
Из мрака времён всплывает то ли Атлантида, то ли Нуменор, раскинувшие крылья власти по всему свету. И то, что та первая, допотопная попытка достигнуть мирового господства окончилась неудачей, совсем не обескураживает истинных потомков атлантов и нуменорцев. Они жаждут реванша. Против кого?
Неужели они готовы вступить в битву с Богом, как и в том, первый раз?
Да, они готовы.
Писатели в первых рядах.
Они пишут для своих, напоминая, кто они есть на самом деле.
Они пишут для чужих, запугивая пророчествами и поощряя предателей из остального человечества.
Они маги, делающие деньги и власть из воздуха. Среди них есть маги, гипнотизирующие человечество своими текстами и фильмами. Они описывают мир, который воцарится после их победы - мир фэнтези.
С всевластием королей и магов, с избранными расами, и с теми, о ком не упоминается, и которые должны исчезнуть - остальным человечеством.
Мир двадцать первого века был описан в начале века двадцатого. Реализоваться тогда ему помешали русские, решившие построить Царство Божие на земле, по своему разумению, по классикам марксизма-ленинизма.
А сейчас допотопный мир облекается в реальность.
Допотопный мир на нашем пороге.
|
</> |