Дон Карлос в ГАБТ, ген.прогон 15 дек 2013
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Итак: в воскресенье я был на генералке сегодняшней премьеры, и мир мой десять раз перевернулся вокруг своей оси ;)
Адриан Нобл поставил миланскую (не самую логичную) редакцию "Карлоса" (не самой динамичной и не самой понятной) оперы. Он создал абсолютно понятный, абсолютно захватывающий и абсолютно естественный спектакль, спектакль, который засасывает внутрь и который разворачивается наружу. Создал мир.
Когда я говорил с Ноблом месяц назад, он сказал мне, что его работа -- не править то, что у автора вышло криво, а вникать в то, что дано. Именно это он и сделал: подошёл к материалу с идеей о том, что в "Карлосе" всё хорошо и понятно, и не нужно ничего править и вчитывать, а нужно -- разбираться. И разобрался, и показал это артистам и оркестру так, что они показали это залу.
Те, для кого этот "Карлос" первый, наверное, зададутся вопросом: а чё режиссёр-то сделал? А режиссёр-то сделал всё: происходящее на сцене настолько прозрачно, и вместе с тем глубоко и многослойно, что мысль о том, что можно как-то иначе, просто не приходит. Естественно, только так и можно!
Спектакль Нобла очень режиссёрский в лучшем смысле слова. В нём ничего не происходит нипочему или зря -- в частности, не происходит нипочему музыка. Здесь нет никаких бессмысленных финтифлюшек: драматургически оправдано всё от каденции в сарацинской песни и до внезапно звучащей в кабинете у Филиппа темы Фонтенбло в басах.Точно так же полноценно работают декорации и реквизит: они все Имеют Смысл, они Создают Пространство и Время.
В этом спектакле есть ответы на вопросы, которые обычно все мы, от серьёзных критиков до бодрых фанатов, просто списываем по статье "ну так уж у Верди написано". Вот, скажем, почему Поза решается пожертвовать собой именно тогда, когда решается, и почему выхватывет ночью в садах королевы оружие именно тогда, когда выхватвает? О каких подозрениях говорит Фиипп, увидев труп Позы? Что Поза делал с правом ходить к королеве без доклада?
У меня тут через слово Поза: на самом деле, это случайно так вышло, а сказ будет не о нём ;)
Первый же вин спектакля - это появление Карло Квинто. Когда он выходит на сцену, ты сразу понимаешь, что именно такая редакция логична, потому что у неё есть рамка, и рамка эта задана отсутствующим на сцене хором, вызывающим кающуюся, постоянно кающуюся душу из Чистилища.
А дальше ты понимаешь, что "рамка" -- это ключевое слово ;) Все персонажи оперы изолированы: все они живут в клетках. Это кетки еретиков -- клетки святых -- клетки тюрем... но весь мир -- тюрьма. Самая большая и самая крепко сбитая клетка -- у короля, и это клетка-в-клетке.
"Дон Карлос" -- это опера, где никто никого не слышит. Но в некоторой точке у горизонта, где сходятся бесконечные перспективы стен, все параллельные линии жизни пересекаются и сходятся в точку.
Или -- расходятся из точки. Тут нельзя сказать правильно, так же, как нельзя корректно охарактеризовать, что происходит в начале арии Филиппа: декорация выезжает к залу или зал всасывается в декорацию. Впрочем, к этому моменту -- и то, другое: реальнось на сцене настолько безразмерная и настолько подлинная, что ты уже не помнишь о сущесвовании другой.
Кстати же об этой реальности. Уэ сколько раз твердили мири: ДК -- это фэнтези. А как же история? -- возмущались еретики. Ню-ню, -- качали головами люди от театра.
Что сделал Нобл? Он сделал мир, где всё сочетается совершенно: здесь очень много Шиллера, здесь всё дышит историей; и жто самый настоящий Верди. Это опера о политике, работающией по логике политики; опера о чудесном, работающем по логике чудесного; о людях, которые всегда люди; о современности, которая позволяет ставить исторические филмы, как фэнтези и рисовать комиксы Алана Мура. Это достовернейшая хроника шестнадцатогго века, увиденного в девятнадцатом и показанного в двадцать первом.
Внимание Нобла к деталям, способность не спускать на тормозах то, что сперва кажется неясным, стремление всё объяснить для себя, а не покивать с умным видом, мол, ну, здесь дырка, здесь ошибка, здесь фантазия -- всё это даёт спектакль, вопрос к которому только один: ну почему же до сих пор никто этого не сделал?!
Спектакль Нобла -- такой, как нужно ставить "Карлоса". Такой, как невозможно было представиь, что когда-нибудь поставят.
При этом -- и теперь мы переходим к самой занятной части -- это не сферический "Карлос" в вакууме, это именно этот "Карлос". Прежде всего музыкальные характеристики персонажей развёрнуты здесь с акцентами, которых раньше мне нигде не делали. Ценнее всего для меня -- эмоциональная сфера Филиппа. Точно такая же, как у Карлоса, но стянутая вниз самим Филиппом; вторым подарком стали духовые, сделавшие оркестр в арии Изабеллы, прощающейся с Аремберг, изоморфным интродукции к арии Филиппа. Третьим -- постоянно подчёркнутый мотив жалобы Карлоса: одинаковый и для Родриго, и для Изабеллы, но совсем другой для всех других людей.
Теперь я буду это слушать всегда! ;)) И это, конечно, всегда было в партитуре; но если в большинстве спектаклей это не работает никак а в меньшинстве -- мешает режиссёру ;), то здесь спектакль отстраивается именно от этих и подобных реперных точек.
Хочется отдельно рассказать про:
- аутодафе: пчоеум но начинается радостной музыкой, кто слышит Голос с Неба, зачем Фиипп солько раз повторяет, что еретики неверны королю и Богу, в какой момент Карлос выхватывает оружие, и почему его не разоружают;
- сцену у монастыря: как познакомились король и Поза, и как Поха хаметил королеву, в какой момент и почему удаляется двор, зачем Поза заговаривает с Эболи, чего ждёт от развития событий Аремберг, зачем там Тибо;
- про дуэт Филиппа и Позы: прежде всего, кто на кого и чем производит впечатение;
- про сцену в кабинете: что видят вбежавшие Эболи и Поза и почему реагируют так, как реагируют;
- про финальный дуэт Изабеллы с Карлосом: откуда и у кого какие идеи и кто кого цитирует;
- про мотивировки Эболи: почему она отнесла ларец Филиппу, в частности...
Но это всё спойлеры к спектаклю, который, я знаю, многие из вас увидят сегодня вечером.
Поэтому я, пожалуй, перестану восторгаться и перейду к предостережениям:
- бойтесь второго состава, он второй; так, как Надо, пока что спектакль раотает только с первым, зато первый состав великолепен свершенно, и содержит лучшего Карлоса на свете, честное королевское;
- бойтесь балета: да, это настоящий ДК с балетом, балет причём есть и там, где в парижской редакции, и ещё кое-где, и он оправдан драматургически, но... ти гварда, словом;
- бойтесь после спектакля разговаривать с людьми, которые там не были: они скажут, что вы неадекватны ;)))
Как-то так. Моя бы воля, я бы щас не под одеялом ныкался, а фабрил усы перед спектаклем. Но увы: день сенца домани закончился, и мне остаётся только жить химерами воображения ;)))
Upd: Не суперудачный репортаж, но чуточку видно спектакль! И даже наши сабы ;))
![]() |
В Большом театре состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос»15 декабря 2013,
18:24
В Большом театре нереальный случай. Оперную премьеру доверили сразу двум дирижерам, после того как музыкальный руководитель Синайский экстренно подал в отставку. А постановка крайне ответственная. Позволить ее себе могут исключительно театры первой величины. ... Подробнее » |
|
</> |