Дон Карлос в ГАБТ, ген.прогон 15 дек 2013

топ 100 блогов eye_ame17.12.2013 Хочу сразу попросить прощения у благосклонного читателя: я болен и горизонтален, поэтому некоторые красоты как офрмления, так и стиля мне недоступны.
Итак: в воскресенье я был на генералке сегодняшней премьеры, и мир мой десять раз перевернулся вокруг своей оси ;)
Адриан Нобл поставил миланскую (не самую логичную) редакцию "Карлоса" (не самой динамичной и не самой понятной) оперы. Он создал абсолютно понятный, абсолютно захватывающий и абсолютно естественный спектакль, спектакль, который засасывает внутрь и который разворачивается наружу. Создал мир.
Когда я говорил с Ноблом месяц назад, он сказал мне, что его работа -- не править то, что у автора вышло криво, а вникать в то, что дано. Именно это он и сделал: подошёл к материалу с идеей о том, что в "Карлосе" всё хорошо и понятно, и не нужно ничего править и вчитывать, а нужно -- разбираться. И разобрался, и показал это артистам и оркестру так, что они показали это залу.
Те, для кого этот "Карлос" первый, наверное, зададутся вопросом: а чё режиссёр-то сделал? А режиссёр-то сделал всё: происходящее на сцене настолько прозрачно, и вместе с тем глубоко и многослойно, что мысль о том, что можно как-то иначе, просто не приходит. Естественно, только так и можно!
Спектакль Нобла очень режиссёрский в лучшем смысле слова. В нём ничего не происходит нипочему или зря -- в частности, не происходит нипочему музыка. Здесь нет никаких бессмысленных финтифлюшек: драматургически оправдано всё от каденции в сарацинской песни и до внезапно звучащей в кабинете у Филиппа темы Фонтенбло в басах.Точно так же полноценно работают декорации и реквизит: они все Имеют Смысл, они Создают Пространство и Время.
В этом спектакле есть ответы на вопросы, которые обычно все мы, от серьёзных критиков до бодрых фанатов, просто списываем по статье "ну так уж у Верди написано". Вот, скажем, почему Поза решается пожертвовать собой именно тогда, когда решается, и почему выхватывет ночью в садах королевы оружие именно тогда, когда выхватвает? О каких подозрениях говорит Фиипп, увидев труп Позы? Что Поза делал с правом ходить к королеве без доклада?
У меня тут через слово Поза: на самом деле, это случайно так вышло, а сказ будет не о нём ;)
Первый же вин спектакля - это появление Карло Квинто. Когда он выходит на сцену, ты сразу понимаешь, что именно такая редакция логична, потому что у неё есть рамка, и рамка эта задана отсутствующим на сцене хором, вызывающим кающуюся, постоянно кающуюся душу из Чистилища.
А дальше ты понимаешь, что "рамка" -- это ключевое слово ;) Все персонажи оперы изолированы: все они живут в клетках. Это кетки еретиков -- клетки святых -- клетки тюрем... но весь мир -- тюрьма. Самая большая и самая крепко сбитая клетка -- у короля, и это клетка-в-клетке.
"Дон Карлос" -- это опера, где никто никого не слышит. Но в некоторой точке у горизонта, где сходятся бесконечные перспективы стен, все параллельные линии жизни пересекаются и сходятся в точку.
Или -- расходятся из точки. Тут нельзя сказать правильно, так же, как нельзя корректно охарактеризовать, что происходит в начале арии Филиппа: декорация выезжает к залу или зал всасывается в декорацию. Впрочем, к этому моменту -- и то, другое: реальнось на сцене настолько безразмерная и настолько подлинная, что ты уже не помнишь о сущесвовании другой.
Кстати же об этой реальности. Уэ сколько раз твердили мири: ДК -- это фэнтези. А как же история? -- возмущались еретики. Ню-ню, -- качали головами люди от театра.
Что сделал Нобл? Он сделал мир, где всё сочетается совершенно: здесь очень много Шиллера, здесь всё дышит историей; и жто самый настоящий Верди. Это опера о политике, работающией по логике политики; опера о чудесном, работающем по логике чудесного; о людях, которые всегда люди; о современности, которая позволяет ставить исторические филмы, как фэнтези и рисовать комиксы Алана Мура. Это достовернейшая хроника шестнадцатогго века, увиденного в девятнадцатом и показанного в двадцать первом.
Внимание Нобла к деталям, способность не спускать на тормозах то, что сперва кажется неясным, стремление всё объяснить для себя, а не покивать с умным видом, мол, ну, здесь дырка, здесь ошибка, здесь фантазия -- всё это даёт спектакль, вопрос к которому только один: ну почему же до сих пор никто этого не сделал?!
Спектакль Нобла -- такой, как нужно ставить "Карлоса". Такой, как невозможно было представиь, что когда-нибудь поставят.
При этом -- и теперь мы переходим к самой занятной части -- это не сферический "Карлос" в вакууме, это именно этот "Карлос". Прежде всего музыкальные характеристики персонажей развёрнуты здесь с акцентами, которых раньше мне нигде не делали. Ценнее всего для меня -- эмоциональная сфера Филиппа. Точно такая же, как у Карлоса, но стянутая вниз самим Филиппом; вторым подарком стали духовые, сделавшие оркестр в арии Изабеллы, прощающейся с Аремберг, изоморфным интродукции к арии Филиппа. Третьим -- постоянно подчёркнутый мотив жалобы Карлоса: одинаковый и для Родриго, и для Изабеллы, но совсем другой для всех других людей.
Теперь я буду это слушать всегда! ;)) И это, конечно, всегда было в партитуре; но если в большинстве спектаклей это не работает никак а в меньшинстве -- мешает режиссёру ;), то здесь спектакль отстраивается именно от этих и подобных реперных точек.
Хочется отдельно рассказать про:
- аутодафе: пчоеум но начинается радостной музыкой, кто слышит Голос с Неба, зачем Фиипп солько раз повторяет, что еретики неверны королю и Богу, в какой момент Карлос выхватывает оружие, и почему его не разоружают;
- сцену у монастыря: как познакомились король и Поза, и как Поха хаметил королеву, в какой момент и почему удаляется двор, зачем Поза заговаривает с Эболи, чего ждёт от развития событий Аремберг, зачем там Тибо;
- про дуэт Филиппа и Позы: прежде всего, кто на кого и чем производит впечатение;
- про сцену в кабинете: что видят вбежавшие Эболи и Поза и почему реагируют так, как реагируют;
- про финальный дуэт Изабеллы с Карлосом: откуда и у кого какие идеи и кто кого цитирует;
- про мотивировки Эболи: почему она отнесла ларец Филиппу, в частности...
Но это всё спойлеры к спектаклю, который, я знаю, многие из вас увидят сегодня вечером.
Поэтому я, пожалуй, перестану восторгаться и перейду к предостережениям:
- бойтесь второго состава, он второй; так, как Надо, пока что спектакль раотает только с первым, зато первый состав великолепен свершенно, и содержит лучшего Карлоса на свете, честное королевское;
- бойтесь балета: да, это настоящий ДК с балетом, балет причём есть и там, где в парижской редакции, и ещё кое-где, и он оправдан драматургически, но... ти гварда, словом;
- бойтесь после спектакля разговаривать с людьми, которые там не были: они скажут, что вы неадекватны ;)))
Как-то так. Моя бы воля, я бы щас не под одеялом ныкался, а фабрил усы перед спектаклем. Но увы: день сенца домани закончился, и мне остаётся только жить химерами воображения ;)))


Upd: Не суперудачный репортаж, но чуточку видно спектакль! И даже наши сабы ;))

Дон Карлос в ГАБТ, ген.прогон 15 дек 2013 Телеканал "Звезда"

В Большом театре состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос»

15 декабря 2013, 18:24

В Большом театре нереальный случай. Оперную премьеру доверили сразу двум дирижерам, после того как музыкальный руководитель Синайский экстренно подал в отставку. А постановка крайне ответственная. Позволить ее себе могут исключительно театры первой величины. ... Подробнее »

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько лет назад мою близкую подругу предал муж. Предал бессовестно, подло, грязно. Предал под дых. Наотмашь. Забрав волю к жизни и разорвав в клочья сердце. Предал так, что не встать. Для помощи тем, кто ко мне приходит, я применяю все работающие инструменты: и древние, и ...
Агентство NASA объявило об обнаружении планеты, которая настолько похожа на Землю, что ее неофициально назвали "Земля 2.0". Официально она называется Kepler 452b. Планета в полтора раза больше Земли, но на ней год почти такой же длины, как на Земле. Kepler 452b расположена на расстояни ...
Эпиграф  (от писателя Анатолия Курчаткина)             Каждый писатель талантлив. Если он писатель. Потому что писатель без таланта – это уже что-то иное. Речь именно о писателе. ...
Посвящается заместителю председателя МГО ВООПИиК Вадиму Апенину и его соратникам-патриотам по борьбе за сохранение исторического наследия России. Ныне существующая Церковь Всех Святых в селе Всехсвятском была построена в 1733 г. на средства грузинской царевны Дарьи Арчиловны. При Храме ...
В последее время всё, что связано с христианством вызывает стойкое отвращений. Поймал себя на мысли, что не могу играть в Diablo, настолько игра пропиата христианской мифологией и пафосом. Как быть? ...