Домашние духи Владимира Аржевитина
daraskazova — 15.04.2025
Владимир Аржевитин, художник. Родился в 1973 году, на Урале. Закончил театральный институт по специальности «актер театра и кино» в Екатеринбурге. Работал в театрах России, снимался в кино. Потом решил освоить новую для себя профессию иллюстратора. Иллюстрирует детские книги. Сотрудничает с детскими журналами.

Сегодня я отобрала иллюстрации на тему духов домов. Но обязательно сходите по ссылке — там очень много великолепных иллюстраций!
Воструха — дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живёт он за печкою и караулит воров. От вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живёт, ничего приключиться не может, ничто не пропадёт в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет.
"Вообще то, его в основном изображают мужеского пола, но мне подумалось, что дама будет уместнее: 1) Само слово «Воструха» — женского рода, 2) Функции дуэньи и ключницы, 3) Матриархат в древности, 4) Ну, и надо как-то было разбавить мужскую компанию домашних духов;)"
Вазила (или Канькач, или Хлевник, или Табунник, или Висусник) — домашний дух, покровительствующий лошадям. Этот персонаж, описанный П. М. Шпилевским в статье «Белорусские народные предания» (опубликована под псевдонимом П. Древлянский) наряду с другими, вымышленными как самим автором, так и народными, мифологическими персонажами.
Жировик (Лизун) любит жировать, то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье. Любит незримо вертеться возле хозяйки, занятой приготовлением еды, и обожает лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Оттого другое прозвище его — лизень, лизун. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь. По другим источникам: Лизун — домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.
Домовой бани — Баенник (банник) живёт в крестьянской бане за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Всему честному народу известен баенник за духа недоброго, а порою и злого. Баенник всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвёртой перемены, или четвёртого пара, все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Сунется неосторожно человек — «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.
Дворовой — домашний дух, обитавший во дворе он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство. На Владимирщине местопребыванием дедушки-домового во дворе является подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей, именуемая «матка, матошник, матерник, шапка, куриная лапа». Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него — вороная и пегая. А если хозяин купит и приведёт на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу. Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост — все в репьях.
Как одаривают дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут всё это в хлев со словами «Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими — попой и накорми».
Домовой сарайный — Овинник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный — у русских (преимущественно на Севере) домашний дух. Имеет вид старика. Живёт в овине (гумне, сарае), оберегает его и хлеб от всякой напасти, беды и часто нечисти дает хороший примолот. На Смоленщине «гуменщик» появляется в облике барана.
Чубась — (чубысь, бесенок рыжий ) в низшей мифологии великороссов и латгальцев маленький зловредный домовой дух. Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого». Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном («всё в амбарах поберет, из сусеков заметет») и животными («что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку — гони в буераки, курку и козлищу — ко мне в логовище»), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать. «Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою». Чубась сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может «цельную волость запустошить».
Кларихун — шотландский домовой (опять же хохлик!), разновидность брауни, в отличие от которого, однако, никогда не помогает в домашнем хозяйстве. Впрочем, и мешать тоже не очень-то мешает, по крайней мере до тех пор, пока не наберется горячительного по горлышко. А надобно знать, что кларихун обожает подвалы, в которых хранится спиртное. Кларихун большой любитель отпить винца из разных бочек, бочонков и бутылок, не зная меры. Поэтому все обычно заканчивается тем, что поднабравшийся кларихун рычит, верещит, вопит, поёт, отрыгивает и шумит сильнее, чем полтергейст. Распространяемые всяческими вредными бабами слухи — мол, безобразничает в подвале вовсе не кларихун, а хозяин со дружками — должно считать клеветой и демагогией.
Рисовалось на конкурс шотландского виски. По-буржуински написано «Шотландская белая горячка».
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
Стихи перед сном. Иосиф Бродский. Осень
Какое место выберете?
Мозг не предназначен для бодрствования после полуночи
Ost Deutschland
Про батат
"У вас что-то в штанах!" или Нелегкая жизнь Стива с 25 сантиметрами
Только мигранты* улетают на юг осенью
Про блинные булочки и вскользь про Йоркшир и пудинг

