Дом престарелых в Милане


Это старейшее лечебное заведение Милана - ему более двухсот лет.
Еще в 1766 году князь по фамилии Тривульцио, богатый миланский аристократ, завещал основать в своем особняке приют для престарелых бедняков. Вначале в приюте находилась сотня человек, но ожидаемо количество нуждающихся в подобном месте постоянно возрастало, поэтому в конце 18 века австрийский император Иосиф II провел в Милане социальные реформы, расширив данную структуру и объединив под ее крышей другие медицинские заведения.
В начале двадцатого века для все увеличивающегося контингента нуждающихся было решено построить новое здание - более современное и просторное, про него как раз и идет речь в посте.
Сейчас это место выглядит бодро и привлекательно - насколько могут быть привлекательными гериатрические реалии, но, конечно, так было не всегда.
Я сразу вспомнила прекрасные картины художника-вериста Анджело Морбелли, который посвятил немало полотен данному месту - и собственно, снова перехожу к теме искусства.
Сначала пара слов о самом художнике.
Морбелли принадлежит к итальянской группе художников-дивизионистов. Дивизионизм - это ответвление более известного пуантилизма, стилистического направления неоимпрессионизма, простыми словами - живопись "точками", то бишь раздельными короткими мазками. Дивизионизм также заключается в разделении цветов в отдельные линии или точки. Данные направления в искусстве были, напоминаю, вызваны новыми исследованиями в оптике и восприятии цвета сетчаткой.
Но вернемся к тематике произведений.
Картина называется "Праздничный день в приюте для престарелых Тривульцио"
Как мы видим, ее название резко контрастирует с изображением - день-то праздничный, но не для одиноких, потерявших смысл жизни старичков, которые коротают свои дни в ожидании смерти.

Еще один "праздничный" день - Рождество в приюте Тривульцио. Еще тоскливей и безнадежней. Один старик греется подле печи, другой дремлет на скамейке - вот и весь праздник. Ни бодрых волонтеров, ни увлекательных мероприятий, как теперь. Но хоть не на улице доживают свои последние годы, и то хорошо.

Столовая приюта. Бедненько, но чистенько. Разумеется, без разносолов, обычные скудные казенные харчи - но тем не менее, художник приглашает зрителя порадоваться за то, что отверженные нашли здесь тарелку супа и кусок хлеба. И стакан вина, конечно же - мы же в Италии.
Здесь уже куда более заметна техника дивизионизма.

А вот столовая для женщин, в том же заведении.

Еще запечатленный фрагмент из "женской жизни" приюта. Старушки проводят дни за шитьем и вязанием - как видим, в отличие от дедулек, женщины всегда найдут себе занятие.

Эта картина - "Последнее причастие". Старики скорбно молятся за душу их сотоварища, отходящего в мир иной. Самого умирающего на картине не видно - он находится в соседней комнате. Согбенные фигуры дедуль передают печально-торжественный момент прощания - они покорны перед лицом неизбежности, но вместе с тем полны достоинства и уверенности в том, что рано или поздно всех их ждет лучшая жизнь на том свете.

Зря, наверное, атеизм убедил людей в том, что никакой лучшей жизни потом не будет.
|
</> |