рейтинг блогов

Должны ли поэты быть красивыми. 14 мыслей по поводу

топ 100 блогов rikki_t_tavi21.05.2012Литература Пункт 18 вот тут я не дописала, потому что все продолжаю думать над красотой поэтов и отношением к этому публики.

1. Писателям можно быть некрасивыми - и толстыми, и чересчур худыми, и с грубым лицом, и лицами больных обезьянок. Ну кого озаботит то, что великий реалист Толстой был скуласт, с маленькими вотяцкими глазками в кучку под низко нависающими бровями и с клочковатой мужицкой бородой во все стороны? И еще одевался в рубахи полукрестьянские и сапоги вместо туфель, причем самодельные? Названное словами это все легко сойдет за его качества, а не поливание грязью. Даже писательницы могут быть похожи на ворон, или на упитанных купчих, стричься коротко и курить трубки или носить длинные гимназические косы, уже седые.

2. Поэтам хуже. Интересную цитату мне в коментах написала Должны ли поэты быть красивыми. 14 мыслей по поводу [info]parzia:
Про романтически красивых поэтов было еще у Честертона:
"А вы знаете, как обычно выглядят поэты? Сколько недоразумений породило одно совпадение в начале девятнадцатого века, когда жили три красавца, аристократа и поэта: Байрон, Гете и Шелли! Но в большинстве случаев, поверьте, человек может написать. "Красота запечатлела у меня на устах свой пламенный поцелуй", - или что там еще писал этот толстяк, отнюдь не отличаясь при этом красотой."

И вот с тех пор поэтам, особенно романтическим, полагается выглядеть романтически красиво.

3. С момента, когда портрет поэта можно стало купить на открытке, как портрет актера, к делу подключились ретушеры и образы стали тщательно отобранными. Даже не очень красивые поэты должны были по крайней мере выглядеть романтично.

Вот портрет Пушкина - совершенно поэтический - и кудри и взгляд и поза:
Должны ли поэты быть красивыми. 14 мыслей по поводу

А вот портрет Дантеса. Чертами он и красивее Пушкина для его современников ( нам трудно судить из-за ненависти) - но это совершенно другая красота - светского хлыща!
Должны ли поэты быть красивыми. 14 мыслей по поводу

Разница между ними, если вдуматься, как разница между Ольгой и Татьяной Лариными - смазливая прелестность и дичковая поэтичность.

4. Должны ли поэты быть красивыми. 14 мыслей по поводу [info]futabacho в коментах еще приводит интересную цитату:
"Вот, кстати, романтические героини тоже обязаны быть красивыми, даже вопреки автору:)
"В тексте прямо говорится о необыкновенной прелести Ольги, а про Татьяну дважды - в начале и в конце - сказано: "Ни красотой сестры своей... не привлекла б она очей" и "Никто б не мог ее прекрасной назвать". Но вопреки воле автора, у читателя нет сомнения в том, что Татьяна - томная красавица, а Ольга - здоровая румяная дура. Снова законы красивой жизни оказываются сильнее авторского намерения: несправедливо, чтобы лучшая из героинь мелькнула и упорхнула с безымянным уланом, а читателю восемь глав коротать с худшей."
Вайл и Генис, "Родная речь""

Это та же история - поэтический романтический герой должен казаться нам красивым!

5. Чем более романтичный поэт, тем более болезненна его некрасивость публике. Пушкин был разный и ему отчасти прощается его обезьянотигрость. Он имел успех у дам, и стало быть косвенно его привлекательность подтверждена и не так чувствительна к "хуле". За Лермонтова обиделись бы сильнее. Насколько он более романтичен в стихах, настолько же приятнее, если никто не станет упоминать его маленькость, круглое личико и общий вид маленькой мартышки. Для открыток и портретов в книгах будут выбирать вид мундирный, более вытянутый и , куда уж деться, более романтичный, "демонский".

6. Самое удачное совпадение внешности и поэзии было, на мой взгляд, у Блока. Он и в детстве выглядел романтическим принцем и во взрослом возрасте был совершенно поэтическим. ( разглядывать фотоальбом)
Должны ли поэты быть красивыми. 14 мыслей по поводу

7. Писатели пишут жизнь - других людей, быт, истории. Романтический поэт создает образы прекрасной жизни, удивительной любви - и все рассыпанные детали тоже прекрасны и удивительны. Не то, чтобы нога сорокового размера - а все быстрые ножки в изящных туфельках, не то, чтобы всклокоченные редкие волосы, но непременно развевающиеся кудри. Бледные руки, алые розы, серебряные кольца. И поскольку поэт в сознании сливается с лирическим героем - и на него поэта переносят ожидание романтической привлекательности. Это у него должны быть удивительные любви.

8. Бессознательное это ожидание сказывается и в том, какие портреты отбирают для книг, в какую сторону ретушируют. В бессознательном ощущении публики есть приметы поэтские. Он должен быть вытянут ввысь. Никому не нужно приземистого, со втянутой в плечи головой - поэтому вытягивают шею, сужают лицо. Щек не должно быть - круглое лицо признак любви к "поесть" - а это все не в образе поэта.

Конечно, если поэт мужчина, бонвиван и любитель жизни - ему можно простить и круглое лицо - оно свидетельствует о том, что он умеет наслаждаться, как фавн, и передает это в поэзии. Но поэтессы практически не бывают круглолицыми фавнами, не их дело вкусно жрать, запивая вином, обливая себе грудь и целуя с размаху хорошенького нимфа поблизости.

Романтическая поэтесса должна быть вытянута вверх, и щеки ее узки и руки ее узки, а глаза велики и смотрят чуть вниз и вдаль. У романтических поэтов с волосами должен быть романтический непорядок. Гладко и строго прилизанное - не для них, хило и пушисто торчащее - тоже. У поэтов должны быть кудри, но хороших густых волос и в красивом романтическом беспорядке. Аккуратном таком. Лоб высок, нос не картошкой и не уточкой ни в коем случае.

9. И даже те читатели, кому внешность "безразлична", не переносят описаний в неромантическом ключе. Человек говорит в одном предложении - мне все равно, какая у нее внешность, но критиковать ее так мерзко как вы - отвратительно! - Да ведь если все равно какая внешность, никакое ее описание не критика. Критика - это в восприятии человека что-то ниже его представления об обязательной норме или красоте. Тогда называние этих особенностей в его голове "критика". Кто ж вам велел держать в голове норму для романтической внешности? И сердиться на расхождение с этой нормой?

10. История с Черубиной де Габриак - она просто квинтэссенция этих ожиданий от романтической поэтессы. Некрасивая, хромая, без романтической привлекательности в лице поэтесса создала виртуальный образ наотмашь прекрасной экзотической незнакомки. Не просто невидимкой печатала отличные стихи так, чтобы все гадали, кто их автор, а вступала в переписку, звонила нежным голосом по телефону, сообщала о болезнях, обмороках и внезапных отъездах. В нее была влюблена целая редакция, а вместе с ней мистифицировали собратьев несколько писателей. И как ни был при открытии мистификации готов редактор увидеть и перенести свою влюбленность на обычную девушку - но не вышло:(
(вот тут есть интересное (но очень тенденциозное) описание с цитатами всей истории, плохо очень средактированное - без переходов между частями: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть10, часть 11)

11. Так что к женщинам-поэтессам требования строже. Схема вроде Красавицы и Чудовища всегда работает только в одну сторону. Поэтому и ожидания от женщин выше и обижаются за них с гораздо большим размахом. Вот тот же Маковский, увидев настоящую женщину, прикинувшуюся Черубиной, реагирует так:
"Дверь медленно, как мне показалось, очень медленно растворилась, и в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы? Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность. И сделалось до слёз противно, и вместе с тем жаль было до слёз её, Черубину..."

12. Так что в общем и целом, за поэтов обиднее слышать невосторженное о внешности, чем за прозаиков. За романтических поэтов - обиднее, чем за разнообразных. За лично романтических - обиднее, чем за мечтательно абстрактно романтических. И за женских лично романтических обиднее всего. С ними легче всего отождествиться - и сильно отождествиться - на каком-то этапе, а потом помнить этот импринтинг.

13. К тому же играет значение удаленность во времени. Кому какое дело, что поэтесса из Древнего Египта была коротконога, широкоплеча, вымазана резко пахнущим маслом, одевалась в одежду, выкроенную квадратно, и носила на голове парик из лошадиных волос? А уж если мы пройдем по цепочке все менее жалких обратно и скажем, что по воспоминаниям современников, Овидий был низкоросл как обезьяна, имел грудь впалую, шишковатую голову с редкими волосами, большой нос, одежду не стирал и носил замызганную и старую, легко впадал в гнев и однажды проломил голову племяннику, с которым его оставили сидеть, но который мешал ему читать посетителям новые строфы Метаморфоз - сомневаюсь, что кто-то впадет в неистовство и будет обзывать автора мерзким, гадким, завистливым и тупым. Чувствуете разницу? Тут очень важно, что и кто им Гекуба. (А про Овидия - это так, упражнение из выдуманных черт, я не знаю, как он выглядел)

14. Ну и Чехов, конечно, своей фразой, что в человеке все должно быть прекрасно, на мой взгляд, не столько написал императив, повеление человеку так делать, сколько отразил неизбывную связь в головах - мысли красивы? Ну пусть же, пусть же и человек будет красив, и одежда его красива. Вот и тянется такая связь, вот и хочется народу соответствия. Даже если словами и на поверхности они отрицают это.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кадр из сериала «Терапия». Навеяно просмотром сериала «Терапия» (Apple TV). Сериал милый, но не шедевр. Я задумалась - вот посмотришь американские сериалы, а там все с ...
Что люди (стоящие за просто какими-то юзернеймами) реально готовы убить или покалечить других, за то, что им не нравятся какие-то наборы битов на клавитуре, высранных другими юзерами. Про оскорбления, так и говорить нечего. Но ведь большинство этих юзеров в реале друг с другом не ...
Низко клонились леса к воде, по ней бежали лиловые тени. Иначе я позвоню сенатору, и тогда мы с вами можем изменить наши роли. Keygen lcg Ты вот с ходу не стал наживку хватать, а кто-то другой мог попасться. И порезником зовут ее. Он был обращен к ...
«Не ждите прекращения огня на Украине»: Asia Times уверена, что Россию больше не обманешь «Минскими соглашениями», поэтому НАТО попытается напасть на Калининград. «В США и в Европе растет понимание, что Украина не может победить Россию. Но что делать США и НАТО? Один из вариантов - ...
При всём ужасе 90-х был в них один плюс - это определенность в какой валюте и где хранить свои сбережения, если таковые у тебя имеются. Хранить их нужно было в любой валюте, только не в российских рублях. С приходом относительно сытых и спокойных нулевых эта предсказуемость парадоксальным ...