Долгое государство Сталина


Совершенно случайно наткнулись на обсуждение книги Евгения Добренко "Поздний сталинизм: эстетика политики". Про Сталина написано немало, но тезисы Добренко выстроены в русле исторического институционализма, и это добавляет им некий шарм.
Концепция исторического институционализма предполагает долговечность политической системы, потому что она долго выстраивается, и еще более долго меняется. Институты - по сути, любые нормы, организующие коллективные действия, необычайно устойчивы. Их изменение сродни тектоническому сдвигу, и для этого обычно требуется сильное потрясение.
Сталин важен для современной России, потому что именно при его правлении была достроена новая версия политической системы, сменилась "колея", окончательно устоялись базовые паттерны отношения власти и подвластных. При Сталине завершился революционный процесс, стартовавший в 1905 году.
Важный момент - мы привыкли думать о революции, как о единовременном моменте, некой мгновенной перемене. Но выстраивание новой политической системы занимает весьма долгое время. Внутрипартийная борьба, большой террор, массовые репрессии - это элементы становления политической системы. Если ее постоянно "колбасит", значит, она пока не стала устойчивой.
Например, французскую революцию можно назвать полностью завершенной только к середине 1870-х годов.
Схожим образом и советская политическая система обрела свою завершенность и устойчивость лишь в период позднего сталинизма.
И, что самое важное - с тех пор политическая система не претерпела никаких изменений, кроме косметических. Россия живёт при позднем сталинизме, и это главный тезис Добренко.
Наверное, подробная аргументация этого тезиса достойна отдельной заметки, поэтому сейчас ограничимся только выраженной схожестью риторики, используемых символов, а также инструментов принятия и исполнения политических решений. Даже свой "тост за русский народ" есть.
Если принять эту оптику, то многое сразу становится понятным, и можно предположить, в каком направлении будет двигаться система дальше.
Кстати сказать, Добренко замечает, что поздний сталинизм весьма перспективен для операторов системы в качестве источника символов. Он не так уж отдален от нас по времени, но живых свидетелей реальных процессов практически не осталось. Идеально для мифотворчества. Что, собственно, сейчас и происходит.
Заметки на полях
|
</> |