Долбо... Ну, или может быть просто хреновый командир.

Это стоит послушать. Ибо вопрос этот был весьма актуален для нашей (увы, в значительной мере все еще постсовковой) армии в мирное время. Сейчас, когда личный состав в основном представлен в основном не бессловесными срочниками и контрактниками, а добровольцами ( к коим я отношу без исключения всех «мобилизованных» периода весны 2022, потому как тогда воевать шли только те, кто хотел сам, никому уклонившемуся от явки в военкомат даже не перезванивали повторно), многим кадровым командирам приходится непросто. Они «не могут управлять по старому» (матами и воплями) и «не умеют по новому» (потому как по новому многих из них просто не научили.
Расскажу подробнее:
Речь пойдет о командирах уровня «лейтенант» — «полковник». Что там повыше, я просто не знаю, ибо не сталкиваюсь (разве что по результатам блестящих операций ЗСУ могу предполагать, что в Генштабе у нас есть великолепные стратеги, а по «яйцам за 17 грн» — вижу, что ворья и подонков тоже хватает (и что самое печальное — их не посадили, а значит и там не все хорошо). Сержантский состав — тема отдельного разговора ( может как нибудь и расскажу). Но сейчас — об офицерах.
Сегодня в ЗСУ мы имеем три основных типа командиров:
1. Похуисты
2. Ебанутые
3. Управленцы
Самый страшный случай — воевать под началом похуиста. Ему наплевать на солдатские жизни, на провал боевого задания, такие подонки вредны и опасны и для нашей армии в целом и для своих подчиненных в особенности. Их не очень много. Лично я к счастью с такими не сталкивался, но у соседей по фронту увы, такие примеры видел. Таких ни в коем случае нельзя терпеть и если ты попал к такому в подразделение- выходов два: или писать жалобы и добиваться замены такого командира (редко, но случается что можно добиться), или просто наплевать на него и все задачи решать на сержантско- солдатском уровне путем горизонтальных связей (той самой «взаємодії»), что к счастью в нашей армии вполне себе приветствуется и как минимум не возбраняется. И примеров последнего — уйма (в т.ч. и в моем личном опыте, тем самым своим соседям помогли решить проблему именно так).
Ебанутый командир — это как раз тот, о котором с такой сыновьей любовью рассказывает автор приведенного ролика. Ебанутые реально переживают за личный состав, постоянно орут, матерятся, и вот оказывается даже прикладом могут по голове огреть. Таких (правда без рукоприкладства) я встречал и в своей части. Этот хрен конечно послаще редьки, но все равно это хреновый командир и рано или поздно в подразделении проблемы будут и . Разберем тот случай о котором рассказывает автор ролика:
Часовой заснул и командир при проверке огрел его прикладом по башке. Ну не дебил? Это на минуточку «нападение на часового», и согласно статье 196-й, часовой не только имеет право, но и обязан применить оружие на поражение, не разбираясь, кто именно там его оглоушил. Вот почему я и пишу, что ебанутые — это как правило ненадолго. Рано или поздно они на свою жопу находят горя.
Но и в более простых ситуациях, ебанутые командиры сильно рискуют. Вопли и маты — признак бессилия и слабости. Сильный и уверенный в себе командир никогда не орет (исключая случаи, когда подаются команды в условиях сильного шума). Сильные люди говорят негромко, но все окружающие к ним изо всех сил прислушиваются, чтобы Боже упаси, чего не пропустить.
Есть два полярных примера руководителей страны — ебанутый на всю голову истерик Гитлер и спокойный, выдержанный, негромко разговаривающий товарищ Сталин. Как вы думаете — кого боялись больше? Чьи приказы выполнялись более тщательно и оперативно? Если вы не сильно в курсе этого, то рекомендую почитать замечательную книгу Виктора Суворова «Самоубийство». Там предельно подробно с опорой на исторические источники и мемуары это описано.
Но тем не менее до войны у ебанутых худо-бедно все получалось. 18-летние срочники стерпят в силу юности и неуверенности в себе, а контрактник в армию пришел деньги зарабатывать — ему проще смолчать, чем идти на конфронтацию.
Все поменялось с началом войны. Когда в подчинении ебанутых оказались серьезные, уверенные в себе люди, которым просто нечего бояться. И они начали пресекать подобное поведение.
Вот мне например, чего бояться? Удержите с меня «премию» — мне похрен. Моя семья обеспечивается доходами моей компании (изрядно сократившимися, но нам пока хватает с лихвой). Разжаловать меня обратно в младшие сержанты — да и хер с ним :) Для меня вся эта атрибутика имеет некоторое значение, третьей лычкой, заслуженной уже на войне я очень горжусь, но терпеть унижения ради этого я не буду конечно же. Угроза «отправить в пехоту» — это конечно посерьезнее, но тоже некритично. Мне конечно нравится у нас в артразведке, но в конце концов, двое моих сыновей воюют в пехоте и меня не пугает перспектива попасть в один с ними окоп :)
Так что лично я никому (вплоть до господина Залужного) подобного поведения не позволю и не позволил. Приходилось уже в вежливой но твердой форме пресекать подобные попытки. Главное, пресекать сразу же, после первого случая. После первой «Блять, да неужели непонятно?...» и тому подобного. Не в том дело, что нужно требовать общения строго на литератарном украинском. Но одно дело когда кто то с тобой обсуждает провалившееся наступление россиян словами «Блядь! Этим уебкам такой пиздец устроили под Угледаром!», а другое дело когда к тебе обращается твой командир с претензиями или выговором, начиная обращение с «Блядь» или «Долбоеб..» и тд.
Вот тут то нужно немедленно твердым и спокойным тоном пресечь. «Пан майор, вы что себе позволяете? Вы не имеете права меня оскорблять, какие бы нарушения или ошибки я не допустил. Вы можете применить взыскания, определенные законом, но оскорблять меня вы не будете, а если вы считаете иначе -я немедленно напишу рапорт с требованием расследования вашего поведения, недостойного украинского офицера. »
Из опыта — даже до последней фразы не доходит. Сразу же вся истерика кончается, начинается стадия «Да потому что вы вон чего натворили..» Ее тут же надо пресечь блоком «какие бы я не совершил...» и тогда после капитулянтского «Я же за вас переживаю, нервов просто никаких не хватает» — наступает период изменения модели поведения (на этой стадии кстати можно предложить обратиться к медикам — за феназепамом или иными, помогающими успокоиться препаратами).
Почему это все важно? Потому что пока еще в нашей армии очень высока доля людей «с двумя высшими образованиями» (в то время, как в армии РФ все больше «с двумя судимостями». И эти люди — наивысшая наша ценность. Их мозги, их мотивация, их навыки и умения, их связи с бизнесом на гражданке — все это очень помогает нам побеждать. Эти люди не будут терпеть ебанутых командиров.
Ну и конечно же — нам же надо думать о том, какой будет наша армия в дальнейшем. Рядом с ебанутыми находится десяток молоденьких лейтенантов, которые либо будут учиться у ебанутого орать и материться на подчиненных (или вон прикладами часовых лупашить), либо (если мы будем держать в узде ебанутых), вырастут настоящими командирами — управленцами.
А командиром — управленцем быть несложно. Нужно всего лишь наладить серьезную систему обучения личного состава и контроля за ним. Объяснил солдатику обязанности часового, рассказал ему красочно с картинками и видосиками чем кончается сон на посту после прихода русской ДРГ и обязал его каждые 20 минут докладывать по рации 4.5.0 — хрен он заснет.
И не придется солдатика по голове прикладом лупашить. И не застрелит тебя солдатик (совершенно кстати правомерно) за подобные действия.
И будут строиться отношения между командиром и подчиненными на основе сотрудничества (с редкими отдельными исключениями, когда среди личного состава попадаются ублюдки, с которыми сотрудничать невозможно, но тогда управленец спокойно и методично додавливает такого ублюдка — а не все подразделение, всегда психологически противопоставляя именно ублюдка коллективу (а не себя, командира — личному составу). Ну в общем как правильно управлять людьми в двух абзацах не расскажешь. Но именно сейчас в ЗСУ десятки тысяч эффективных управленцев воюют. Самое время использовать их опыт и знания, чтобы и кадровых офицеров поучить. Я лично этим в меру сил занимаюсь :)