Доклад о борьбе с коррупцией в системе образования
n_fury — 28.05.2010 Попался мне тут вчерась прелюбопытный документ:Доклад Московского бюро по правам человека "Преодоление коррупции в системе образования России" (В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ, эксперт МБПЧ).
Очень интересно товарищ рассуждает, раскладывает все по полочкам, препарирует само понятие коррупции в различных интерпретациях (юридической, финансовой, социологической, управленческой). Довольно здраво смотрит на вещи. Жаль, что приведенная статистика старовата - 2001-2005 гг.
Цитата из текста:
"В нашей стране бюрократическое государственное управление рассматривается руководством страны как единственно возможное и как образец эффективности администрирования. Под влиянием распространения средствами массовой информации в обществе этих оценок государственного управления подавляющее большинство российских граждан просто не имеют в сознании иных вариантов и моделей решений ни общественных, ни личных проблем. В большинстве случаев наши граждане обращаются в органы власти для получения решений таких проблем и не пытаются ни определять, какими будут эти решения, ни активно участвовать в их выработке и реализации, поскольку убеждены в неэффективности таких своих действий. Поэтому в постсоветской России все планы и программы реформ разрабатывают, а затем и проводят органы власти при минимальном участии общественных организаций, граждан и средств массовой информации. Поэтому российские граждане не считают решения, предлагаемые бюрократической системой управления, способными решить значимые проблемы. И российские граждане имеют определённые основания для такого отношения к реформам в нашей стране и к бюрократическим решениям проблем, поскольку в них реализуется особая, бюрократическая логика их решений, а эта логика существенно отличается от той, которая могла бы привести решению этих проблем в реальности."
А вот выводы и рекомендации меня слегка огорошили своей кардинальностью. Возможно, есть проблемы, которые можно решить только ампутацией, но резать все под корень... Ммм... Не со всеми согласна. К примеру:
"От ЕГЭ необходимо отказаться, поэтапно заменяя его на систему национального тестирования знаний..."
А где гарантии, что хрен окажется слаще редьки? Если идею ЕГЭ смогли извратить, то и с новой системой может произойти то же самое. Вариант смены содержания под старой вывеской мне кажется более разумным.
"...необходимо также отменить государственные стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию, поскольку они стали основными средствами коррупционного вмешательства в деятельность образовательных учреждений. Стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию необходимо поэтапно передать общественным и некоммерческим организациям"
И опять таки не верю в эффективность такой меры в нашем обществе - слишком оно категорично настроено против правительства и прочих государственных структур. Как начнет под корень все рубить только из чувства противоречия... Да и коррупцию мы только из госструктур уберем - где гарантии, что она в общественные и некоммерческие организации не перекочует? А вот если усилить требования к аккредитации ОУ и повысить значимость общественно-профессиональной экспертизы, то постепенно можно перевести контроль на общественные рельсы.
"...необходимо ввести обязательную публичную отчетность образовательных учреждений, которая должна подвергаться независимой от органов власти экспертизе."
О! А вот это поддерживаю руками и ногами!
Больше не буду кидаться цитатами. Документ здесь. С удовольствием о нем подискутирую. Мне интересны все мнения :)