"Доказательства эволюции" под ред. А.В.Маркова

топ 100 блогов nikola-borisov20.03.2010 Известную публикацию (к коей и Ваш покорный слуга имел отношение) обсуждают и большей частью хвалят (Гугл в помощь незнакомым с публикацией и многочисленными отзывами). Огульное неприятие публикации обнаружили только огульные креационисты с "Ковчег-онлайна" и т. п.; разумеется, они клеймят позором верующих эволюционистов как "предателей" и "коллаборационистов с врагом". Но на такие выпады отвечать - только себя не уважать. Тем не менее, вопросы остаются. И поднял их Алексей Асафьевич Оскольский, один из соавторов этой онлайн-книги. Я тут должен покаяться, что не написал об этом сразу (только страшная заваленность оргработой на службе служит кое-каким оправданием).

Речь идет, понятно, о разделе "Этические и эстетические аргументы", против которые возражали не только благожелательные критики (Иванов-Петров), так и соавторы (Оскольский). Прежде всего - в "Доказательствах эволюции" мне принадлежит только две физических главы-статьи: про энтропию и про абсолютные датировки. Более того, в отличие от физика Вертьтянова, я считаю себя абсолютно не в праве писать статей или каких-либо еще трудов по классической (немолекулярной, не математико-физико-химической) биологии, так как биологического образования я не имею, а большая нынешней эволюционной проблематики относится именно к классической биологии (где работают биологи, а не биоинформатики, биофизики или биохимики).

Что же касается раздела "Этические и эстетические аргументы", то его автор, безусловно заслуживает уважения за то, что сразу честно предупредил, что все рассуждения в этом разделе к науке не относятся. Но следовало ли включать этот раздел в сборник (вкупе со ссылками на Докинза)? Нету ли в этом разделе (пускай бессознательного) стремления "доказать отсутствие Бога"? Не противоречит ли этот раздел заявленной во введении концепции "объединить усилия ученых вне зависимости от их религиозного мировоззрения"? Как хорошо заметили в рамках обсуждения, достоинство науки в том, что в рамках науки рассуждения верующего неотличимы от рассуждений атеиста, и часто даже ученые не догадываются о религиозности коллег - потому что профессиональная служба и личная жизнь человека оказываются разделены). Это и хорошо. То есть появляется религиозно окрашенные мысли - тогда кончается строгая и точная наука.

И не наивны ли попытки показать то ли отсутствие Бога, то ли Его неблагость на слишком антропоморфизированном отношении к миру? Так, креационистов смущает хищничество гадливость земноводных и пресмыкающихся, Докинза и авторов реченнго раздела (авторы не одиноки, это тревожило и самого Дарвина, и даже такого православного верующего христианина, как Добржанский) - паразитизм наездников, рыба-капля, каннибализм самок богомолов и убийство самцами-сильвербеками горилл детенышей захваченных ими самок от предыдущих самцов. Но какое дело Богу до наших чувств (мы, конечно, образ и подобие Божие, но как учит та же книга Бытия, не должны делать самовольных попыток к познанию добра и зла)? Наивны также попытки доказать отсутствие Бога с помощью бурно развивающейся в наши десятилетия когнитивной этологии. То, что когнитивная этология заполняет психические лакуны между человеком и животным, подобно тому, как аналогичные морфологические лаукны заполняет палеоантропология, свидетельствует лишь о том, что качественная разница между человеком и животным (ее признают сейчас все же большинство, за исключением радикальных веганов-"энимал райтеров") лежит не в области тела (морфология), и даже не души (психика). Она лежит в области богословских кактегорий, таких как дух и образ Божий. Да, вы можете отрицать дух и образ Божий - то почему тогда вы не радикальный веган (вариант - не оправдываете если не опасного прионными патологиями каннибализма, то абажуров из человеческой кожи)?

Выводы и просьбы к уважаемому редактору нашей общей онлайн-книги. Наверное, следовало бы у каждого раздела нашей онлайн-книги указать авторов (пока это сделано только в отношении двух физических глав). Что касается "Этических и эстетических аргументов" - то вопрос, насколько эта глава религиозно нейтральна и соответствует завяленной цели проекта - пока остается дискуссионным. А то креационистский публицист Милюков уже объявил, что в этой главе авторы проболтались, что истинная цель эволюционизма - пропаганда атеизма.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот не было у бабы хлопот -да купила порося) замутила тесто для булочек.. заметила одну странность-дрожжи стали плохо схватыватца..странно даже.при чем беру разные фирмы- и через одну--какие то вялые) вот чего на ночь накудесничала-- сосиска с тестом--норм..а рогалик чето не ...
Надо было по-быстрому приготовить обед, просто немного подержали в кефире, и в духовку. Очень вкусно! А тут куриное филе с овощами. В другой день, конечно )) Курица, лук, морковь, цукини, помидоры, немного томатной пасты. Соль, перец, кориандр, куркума, карри, немного зиры, ...
Стивен Хокинг второй раз раскрыл тайну черных дыр. Судя по интервью, которое дал соавтор Хокинга Андрю Строминджер, это очень интересная работа и не менее интересно то, что BBC 26 января и 2 февраля будет транслировать лекцию автора об этой работе. Англичане, несмотря на все свои недост ...
…А ещё меня больше всего умиляет, когда люди, искренне и даже иногда страстно спорящие со мной, прежде всего начинают уверять, что они не расисты, не антисемиты, а на самом деле именно истинные либералы и демократы. И это при том, что я-та как раз и расист, и антисемит, и ...
Одна тетенька победила в провокационном  мини-соревновании " У кого джип, ...