Доисторический музей в Красных Скалах
moyage311 — 09.08.2023 На узкой полоске земли на стыке Италии и Франции, (недалеко от итальянской Вентимильи ) находится Национальный Доисторический Музей "Бальци Росси".Главный его экспонат - пещеры, образованные в скалах, которые круто обрываются в сторону моря. Сверху на скалах расположилась коммуна Гримальди. По её имени была названа одна из ветвей кроманьонцев - первых ранних людей современного типа. С начала прошлого века "человек Гримальди" был причиной серьёзных научных разногласий. Однако пещеры Бальци Росси не перестали из-за этого быть одним из самых важных в Европе археологических мест, где где и по сей день продолжаются раскопки.
Первый музей под Красными Скалами (так переводится название Бальци Росси) был построен в 1898 году. Современный появился век спустя. Финансовую поддержку при его создании и позднейшей реновации оказал князь Монако Альбер II, чей предок, князь Флорестан I, был инициатором первых раскопок в этом районе в 1848-м году.
Мы приехали на место из Вентимильи в полдень. Стоянка была забита машинами. Люди выходили из своих авто и двигались в сторону музея. Я поразилась любви местных жителей к археологии (Надо же, они тратят свой выходной, чтобы посетить и просветиться!...) Вскоре, правда, выяснилось, что у прибывающих сюда компаний, парочек и семей с детьми была совсем иная цель: дальше, за музеем находится пляж, который считается на этом отрезке берега самым лучшим.
Музей оказался закрытым на перерыв. Мы решили потратить время ожиданияна на прогулку по пещерам.
Красные (от содержания в них железа) скалы выглядят очень живописно и, я бы сказала, угрожающе. Они нависают над зданием музея, как Большая волна в Канагаве над Фудзи.
(Мне даже смотреть на них жутковато, а кому-то было не страшно дом на верхушке поставить и потом жить в нем в своё удовольствие!)
От здания музея к пещерам ведет дорожка, которая поднимается всё вверх и вверх...
...до самого моста, перекинутого, через железную дорогу.
Удивительно, что ни война, ни строительство железной дороги, ради которой пришлось пробить тоннель в одном из скальных выступов, не повредили пещер и они выглядят сейчас так же, как и многие тысячи лет назад, когда к ним вплотную подступало море.
Сегодня трудно мысленно стереть все наслоения цивилизации и представить некогда пустынные утесы с пещерами, из которых з струились дымы очагов их палеолитических обитателей
Пещеры выглядят очень необычно. Форма входов напоминает окна и двери готических соборов: они высокие, узкие и заканчиваются подобием стрельчатой арки. Это даже не пещеры, а отвесные расщелины, которые не углублены в недра скал: самая протяженная из них достигает в длину около 30 м. Поэтому их чаще называют Гротами или Навесами. Каждая из таких щелей получила имя собственное. Вот эта, например, называется Барма Гранде.
Есть еще Грот детей, Навес Лоренца, Грот Кавильоне, Флорестанова пещера и Пещера Принца. Всего шесть. Названия связаны или с исследователями или с находками. Так в Гроте детей были раскопаны детские захоронения разных периодов, там же был обнаружен так называемый "гримальдийский человек", одно время считавшийся недостающим звеном в развитии негроидной расы.
В Гроте Кавильоне был найден практически полный скелет человека, лежащего на левом боку с согнутыми ногами. Его череп был украшен головным убором из ракушек и оленьих зубов. Из-за высокого роста (больше 190 см) скелет долгое время считался мужским и был известен под именем Ментонского человека. Только в XXI веке учёные окончательно выяснили, что в пещере Кавильоне была похоронена 37-летняя женщина (!)
Ничего такие были апартаменты у наших далеких предков - просторные, хорошо кондиционированные и с видом на море! (может, потому и выростали почти до двух метров?)
Не знаю, чем объясняется чернота на сводах гротов - копотью от разводимых тут в прошлом костров, плесенью или какой-то иной жизнедеятельностью.
Нам постоянно слышались звуки возни где-то там, в глубине.
То ли ночные птицы нашли себе укрытие в каменных складках , то ли летучие мыши.
Вход под навес, где ведуться раскопки, для посторонних закрыт.
Стали спускаться вниз, к Музею, любуясь по пути пейзажами Ривьеры.
С итальянской стороны залива открывается панорама французского берега, на котором виднеется Ментона или, если говорить на французский лад - Ментон.
Мы жили в Ментоне за год до этого. Приблизив картинку, насколько позволил объектив, я рассмотрела памятное мне с прошлого раза место - площадь у церкви Святого Архангела Михаила. Под ее колокольней мы тогда слушали музыку.
Никогда дети так не рвались в Музей, как после прогулки вверх и вниз по жаре!
Музей оправдал их ожидания: там было очень свежо.
Центральным объектом экспозиции служит кусок скалы, вырезанный из стены Грота Кавильоне (Кавильоне переводится, как кобыла). На нем, как утверждают ученые, древний художник пытался изобразить лошадь.
Для меня их открытие оказалась загадкой почище "магического глаза".
Мой глаз отказывался видеть лошадь, он видел голову быка, повернутую влево.
Для таких, как я, не обладающих научной зоркостью, внизу была подсказка.
По ней выходило, что увидеть мне надо было вот это:
Ещё одна поразительная находка в Бальци Росси — более десятка маленьких женских статуэток. Их относят к так называемым палеолитическим Венерам — изображениям тучных или беременных женщин, созданным в период позднего палеолита. Такие символы материнства и плодородия были обнаружены на всей территории Евразии, вплоть до Воронежской области и озера Байкал. Толстушки, обнаруженные в Бальци Росси, имеют общие черты со всеми остальными, но в то же время они обладают и некоторым своеобразием - выразительной, прямо-таки выдающейся пятой точкой! Седалища такого вида я не припомню ни у одной из известных мне Венер.
Некоторые ученые высказывали соображение, что женщинам палеолитичесого периода для выживания требовались жировые накопления, которые у них откладывались в ягодицах. Другие предпочитали думать, что исключительно буйная фантазия древних скульпторов придавала изображениям современных им дам такие формы. Я была склонна поддерживать вторую точку зрения, до тех пор, пока...
...пока не увидела на музейном стенде фото беременных африканских женщин. Они повергли меня в
В общем, моя коллекция бодипозитивных женщин пополнилась великолепными образцами.
Напоследок мы решили осмотреть тот самый пляж, к которому, как мы видели, стремилось столько народа.
Ближе к Музею находится дикая часть пляжа, чуть дальше платная (не попала в кадр) - маленький клочок берега с рядами лежаков и зонтиков.
Вот как его рекламируют:
Одним из самых лучших и престижных пляжей Лигурийского побережья считается знаменитый пляж Бальци-Росси. Это не просто пляж, это гармоничное сочетание живописных пейзажей и отлично развитой инфраструктуры
И дополняют текст таким фото:
Но ни текст ни фото почему-то не сообщают об одной "мелочи": прямо над головами отдыхающих ходят поезда!
|
</> |