Доходчиво про "шелковый путь"
arman71 — 14.12.2015Только что, на ваших глазах, завершилась хитрая
десятилетняя многоходовочка, в результате которой Россия потеряет
полвека процветания и примерно два триллиона долларов прямых и
косвенных доходов. Китай, утомлённый бесконечными обещаниями и
вороватостью Кремля, оставил Россию не у дел в величайшем
экономическом проекте века – Новом Шёлковом Пути (http://www.rbc.ru/business/13/12/2015/566d50109a79472274a8feec).
Коротко – что такое Новый Шёлковый Путь? Китай ежегодно
экспортирует в Европу товаров на 600-800 млрд.$. Эти товары вплоть
до последнего времени приходилось везти морем – в течение 40 дней.
Это большие транспортные и финансовые издержки, делающие китайскую
продукцию менее конкурентоспособной. Гораздо выгоднее везти товары
сухопутным путём – по железной либо автомобильной дороге. Этот путь
может занимать всего 3-5 дней. Но есть препятствие – отсутствие
нормальных дорог и многочисленные границы, разделяющие Китай и
Европу. Каждая граница – это сборы и пошлины, которые нужно платить
за транзит товара.
Лет десять назад товарищ Ху Цзиньтао, тогдашний генсек Китая,
задался вместе с другими высокопоставленными товарищами вопросом –
как возить товары в Европу по суше и экономить в год до 50 млрд.$?
На ум пришло три очевидных решения:
1) Сложное – строить железные дороги и порты в Казахстане,
Туркменистане, Азербайджане, Грузии, Турции и этим неудобным,
загогулистым путём, на семи оленях, платя пошлины семи странам,
продираться в Европу.
2) Лёгкое – договориться с Россией и построить дороги там.
Граница всего одна (Беларусь не в счёт), транзитная пошлина всего
одна. Дешёво, быстро, удобно!
3) Самое лёгкое – захватить Россию и никому не платить вообще
(шутка).
Первым делом китайская делегация поехала в Москву. В Кремле
китайских товарищей с радостью приняли, налили им водочки, наложили
икорки и рябчиков, и повели, судырь ты мой, задушевную беседу:
давайте не только строить дорогу, давайте вместе с вами дружить
против Штатов! А надо сказать, что в это время баррель нефти как
раз начал карабкаться ввысь, Сечин на волне успеха родил концепцию
«энергетической сверхдержавы» (Зюганов в 1996-м называл это
«сырьевой придаток капиталистических стран», но тогда баррель стоил
10$) – одним словом, в Кремле подумали, что ухватили Бога за
борогу: они не только Европу будут на газовой трубе вертеть, к ним
ещё и Китай на поклон приехал!
Китайцы долго пытались объяснить кремлёвским, что они не
хотят ссориться со Штатами, что их интересует экономика и
благосостояние собственного населения, что они не планируют ставить
на колени Азию, что вообще их вполне устраивает роль США во главе
мировой политики и культуры – уже хотя бы по той причине, что
китайский язык и уклад почти невозможно понять европейцу,
американцу и африканцу, и, следовательно, в мире никогда не
появится, скажем, китайский Голливуд etc. – всё было тщетно. В
Кремле подумали, что это китайцы так по-восточному хитрят: на самом
деле это всё часть большого политического плана: они хотят не
просто построить в Сибири дорогу, а ещё и завезти по обеим сторонам
дороги 10-20 миллионов китайцев, а там и до аннексии
недалеко.
В итоге, китайцам дали несколько расплывчатых обещаний, и те
уехали. Уехали искать счастья в Казахстане, Азербайджане и
Туркмении. И китайцы его там нашли. Назарбаев, говорят, чуть ли не
по ночам лично звонил в Пекин, выясняя, как ещё можно облегчить,
упростить, ускорить работу над проектом. Строительство порта в
Атырау было ускорено вдвое под личным контролем казахского
президента. Приглашённые китайские специалисты усиленно работали в
стране, помогая улучшать инфраструктуру. То же происходило и в
Азербайджане, и в Узбекистане.
В 2012 году, когда отношения с Европой и США стали
окончательно портиться, а рост экономики замедлился, в Кремле,
наконец, поняли, что мимо их носа уплывают огромные – и, главное,
не зависящие от капризной цены на нефть – деньги. Теперь уже Кремль
стал выяснять в Пекине – нельзя ли как-то активно поучаствовать в
проекте Нового Шёлкового Пути? Китайцы ответили – можно, постройте
нормальную дорогу от Москвы до Маньчжурии, будем разговаривать. В
Кремле сказали: мы готовы, да у нас денег нет, давайте вскладчину
дорогу строить – мы половину заплатим, и вы половину. Китайцы
сказали – ну, хорошо, сделайте смету проекта, мы посмотрим. Кремль
три месяца готовил смету, а когда передал в Пекин, выяснилось –
дорога будет стоить 14 трлн. рублей. Ну, то есть, китайцы должны
были заплатить 7 трлн., а сколько заплатит Кремль – это только
Кремль будет знать, дорога же на его территории. Китайцы, посмотрев
на эту чудо-смету, мило заулыбались (восточное гостеприимство,
нельзя просто так морду бить), и вежливо сообщили в Кремль, что, по
их подсчётам, произошла небольшая ошибка – это вся дорога должна
стоить 7 трлн. рублей, а китайская половина – только 3,5 трлн. В
Кремле, получив китайский ответ, сообщили, что да, действительно,
ошибка – дорога стоит всего 7 триллионов.
После этого Кремль предложил Китаю пока не строить всю
магистраль Москва-Пекин, а строить только участок Москва-Казань.
Китайцы сказали – ну, хорошо, готовьте смету (а дороги в Казахстане
и Узбекистане уже строились, уже вовсю строились). В Кремле
подготовили смету – выяснилось, что магистраль Москва-Казань
обойдётся в триллион с небольшим. Китайцы предложили: ладно, но
только давайте мы будем сами контролировать процесс строительства –
у нас и опыта побольше, и деньги будут целее. Надо ли говорить, что
в Кремле отказались.
Теперь на дворе декабрь 2015-го.
Китай пускает первые составы по Новому Шёлковому Пути в обход
России. Страны Центральной Азии, Грузия и Азербайджан благодаря ему
сказочно обогатятся.
Кремль до сих пор не начал строить даже магистраль
Москва-Казань.
Как раз на этой неделе цена на нефть упала до 37$ за
баррель.
Как это приятно, когда государством управляет дальновидные и
компетентные люди, правда?
|
</> |