Дохмелье, хмелье и похмелье - 33

Если кто-то ждал от меня развернутого, сУкрупулезного и масштабного повествования о том, "как Украина вошла в Россию и насколько глубоко", то вынужден разочаровать - "Переяславская рада и вот это всё" чуть ли не единственный вопрос истории Украины XVII века, который со всех сторон "обписан" еще советской историографией. Так то читайте Интернет - а лично я не хочу подставлять одновременно живот и спину под срачи о том, "имела ли место аУтономия, конфЕТерация или просто союз, или же хохлы вписались в безусловное рабство на веки вечные, пока взрыв Солнца не разлучит нас". Могу лишь "указать вехи" и высказать свое скромное мнение...

Навіки разом, или Брак по расчету (тыц)
Царь Алексей Михайлович, так долго отказывавшийся "влезать" в войну куска Жечи с остальной Жечью и так тщательно оберегавший полы своих одежд, переменил решение в одночасье - не успели просохнуть чернила под Жванецким договором, как на Украине стало известно, что еще 11 октября 1653 года Земский собор (что-то типа "съезда народных депутатов партии ЕР XVII века") в Москве принял решение удовлетворить ходатайство Войска Запорожского о принятии его "под царскую руку", лежавшее под нею (рукою царскою) с 1648 года (а на самом деле - вообще с 1595-го, посланное еще Косинским, и регулярное "обновляемое" практически каждым его последователем, возжигавшим в Украине очередной мятеж). Что побудило царя так резко передумать и пойти на гарантированный риск (ибо подобное решение означало немедленную войну с Жечью) - для меня покамест великое ХЗ, ибо я о царствовании Алексея Михайловича не читал ничего серьезного от слова "совсем", и обращайтесь к специалистам, которые, без сомнения, оный ответ дадут.
Со стороны Хмельницкого же и следовавшей в фарватере его политики казацкой старшины это было "спасение на водах", и никакой возможности кочевряжиться и "делать сознательный выбор из вариантов" у них попросту не было. Хитрая гетманская дипломатия к тому времени совсем обанкротилась - "нельзя врать всем всегда". Шведы оставались "всё также далеки", и ни одного "свейского человека" с какими-то внятными предложениями за годы мятежа в Украине так и не появилось (что всё-таки странно, учитывая начало Потопа буквально через полтора года после Переяславской рады). Османам Богдан Зиновий тоже надоел с вечно неисполняемыми обещаниями принять вассальную зависимость - тем паче, как оказалось, никто в Стамбуле и пальцем не ударил, дабы смирить наглость даже крымских татар (только что под Жванцем снова "подставивших" союзничков), не говоря уже о "румынцах", каждый из трех господарей которых попросту Хмельницкого "кинул". С Жечью же всё было "вообще мрак" - за шесть лет войны удалось добиться лишь возвращения к условиям не устраивавшего обе стороны компромисса, заключенного через год после ее начала, к тому же и круль, и всё польско-литвинское общество были уже настроены резко антиказацки (хотя и устали от войны и не были готовы на новые ратные подвиги). В общем, никакой "другой альтернативы" у Хмельницкого зимой 1654 года попросту не было, ибо "порох в пороховницах, ягоды в ягодицах и казаки в казакицах" были близки к тому, чтобы уже "перестать быть"...

В Москву, в Москву! Тра-ля-ля-ля... (с)
По такому случаю 10 января 1654 года в Переяславль прибыло царское посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным, окольничим (придворный чин, сразу после боярина) Иваном Алферьевым (ака Олферьевым) и дьяком (в отличие от диакона - госслужащий-специалист, "работник ведомств") Леонтием Лопухиным. 16 января туда же прибыл Хмельницкий и вся генеральная старшина (войсковое руководство), 18 января ночью состоялся сперва тайный совет, а днем - генеральная рада (то есть, собрание старшины), с присутствием на ней дополнительно представителей 14 (из 17) казачьих полков и жителей Переяславля (делегатов от других городов и от духовенства не было). Все они заслушали царскую грамоту, а затем проследовали в Успенский собор, где 284 человека (делегаты рады) принесли присягу на верность царю, а послы передали гетману хоругвь (горизонтально крепимое крестообразно знамя), булаву и шапку. Собственно, вот эти события в узком смысле и получили название Переяславской рады - а условия "вхождения под руку" и договор были согласованы и оформлены казацким посольством в Москве в марте 1654 года, отчего и получили название Мартовских статей. После чего на всей территории, которое по Зборовскому и Жванецкому договорам составляла Войско Запорожское, прошли церемонии принесения присяги - всего ее дало "127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян" (естественно, это были не все жители, а всего лишь делегаты от полков, городов и местечек).
Ни статьи, ни "юридические закорючки" разбирать не собираюсь. Отмечу лишь одно - сраться о том, на каких условиях Украина "вошла в состав", и "кто что потом нарушил", бесполезно. Юриспруденция и жизнь - две параллельные реальности, которые, конечно, часто пересекаются, но "менее параллельны" от этого не становятся. И сам Хмельницкий, и вся старшина, и все казаки на 1654 год уже приносили столько присяг, что клейма на них ставить было негде - до 1648 года, после Зборовского мира, после Белоцерковского, после Жванецкого все они присягали на верность крулю Яну II Казимиру, и после каждого из этих раз ничто их особо не стесняло послать оную присягу на хрен. Чем в их глазах присяга царю должна была быть "более свята", и к чему "более основательному" должна была их обязывать? Думаю, что и царь, и его подчиненные тоже сие прекрасно понимали - а если нет, то мы имеем дело с людьми потрясающий наивности, оторванными от реальности и не умеющими жить в XVII веке... (Это был, естественно, сарказмЪ.)

Гетманщина (тыц)
И с 1654 года, опять же посылая на хрен юридическое крючкотворство, в Московском царстве появилось "по факту" автономное образование (ибо нигде более на его территории не существовало гетманов и войскового самоуправления), официально называемое Войско Запорожское, а неофициально современными историками - Гетманщина. Отличия от "всей остальной России" были в самой фигуре гетмана, как имевшего большие права и полномочия чиновника, причем избираемого казаками (хотя и утверждаемого потом царем), обязанностью "службы", то есть выставления особого (и управляемого не царскими воеводами, а своей старшиной) войска в период военных действий (которое могло быть послано и за пределы Украины), а также в системе самоуправления, сохраненной с повстанческих времен (и уже описанной в сериЯле ранее) - генеральной старшины, полков и сотен, реестром казаков и пр.
Всё это делало гетьмана, старшину и казачество "фигурами шахматной доски", причем совсем не пешками и вовсе не "вручную управляемыми". Даже вопрос размещения российских гарнизонов в крупнейших городах стал на долгие годы "камнем преткновения" и поводом для многочисленных конфликтов. В общем, ничего рядом стоящего с Рязанским уездом, Кемской волостью или даже Казанским царством... Сие и надо понимать всем, кто любит нынче рассуждать об "юридическом отсутствии автономии и каких-то особых прав" - суслик был, кто и как бы хочет или не хочет его сегодня видеть.
З.Ы. И да, сегодня более чем надо добавить - ЭМСМ.
|
</> |