Дохмелье, хмелье и похмелье - 15
qebedo — 29.12.2018 Корсуньский котелГетманы Потоцки[й] и Калиновски[й] стояли лагерем возле Черкасс, не имея никаких известий о том, что случилось под Желтыми Водами. В их распоряжении было 3000 кварцяного войска и 2000 шляхетских ополченцев (по другим сведениям - 4000 кварцяных, 2000 ополченцев и 2000 русинских пехотинцев и драгун). Тем паче, что Владислав IV прислал приказ не выходить против казаков и вообще уйти с Украины - он-де сам "придет на Русь" и договорится с бунтовщиками без кровопролития. Драгуна, сбежавшего из-под Желтых Вод и рассказавшего о том, что там случилось, приняли за агента Хмельницкого, но вскоре донесения от разведывательных партий сообщили, что округа пуста - крестьяне грабят и жгут усадьбы, а потом бегут к "гетману" Богдану Зиновию. Чуть позже появился какой-то спасшийся из войска Стефана Потоцки[го] шляхтич, который подтвердил полный разгром.
Командиры собрались на военный совет - Калиновски[й] был за немедленное наступление и сражение с казаками, но Потоцки[й] предпочел отступить, не имея уверенности в русинах и считая свои силы недостаточными (оба гетмана находились в крайне неприязненных отношениях и во всем друг другу перечили). Поляки отошли от Черкасс к Корсуню и намеревались отступать и далее, но 24 мая 1648 года разведка принесла известия, что Хмельницкий с "нещислимыми полчищами" уже в 40 верстах, и завтра нагонит войско. На самом деле это был посланный Богданом Зиновием авангард под командой наказного полковника Максима Кривониса (ака Кривоноса, ака вообще Перебийноса).
Решено было встать укрепленным лагерем и принять сражение. Окрестные хутора Миколай Потоцки[й] приказал сжечь, а всех жителей перебить - и для устрашения, и чтобы никто не мог помочь бунтовщикам. Однако утром 25 мая положение коронного войска ухудшилось - посланные на разведку драгуны-русины перешли на сторону подходившего казацкого войска. В польском лагере оставалось от 5000 до 6000 человек, и на вечернем военном совете снова победило предложение отступать (хотя Калиновски[й] снова стоял за сражение в лагере). Боевой дух поляков снизили вести о смерти короля Владислава IV (20 мая) и наблюдаемая в небе "хвостатая комета". В общем, утром 26 мая 1648 года армия покинула лагерь и начала отход к Богуславу.
Корсуньское сражение (тыц)
Хмельницкий знал о разброде и планах поляков - у него был в их лагере шпион Самойла Зарудний, прикидывавшийся проводником, да и драгуны кое-что рассказали. В голове гетмана созрел хитрый план (хотя имея 16 000 человек против 6000, особо умничать и не было необходимости) - он послал Кривониса через Стеблёв перехватить путь оступления Потоцки[го], а с основными силами решил атаковать супротивника на марше. Что и случилось - с утра татары и казаки наседали на отступавших поляков, а схваченный в плен толмач-украинец до смерти испугал ляхов, сообщив, что против них 47 000 татар и 15 000 казаков, а сам крымский хан скоро подойдет вообще с "бещисла людей" (в другой версии, эти сведения под пыткой сообщил специально подосланный Хмельницким казак Микита Галаган). Коронное войско усилило марш и надеялось дойти до ближайшей березовой рощи, которая защитит их от пуль казаков и татарских стрел.
Однако на выходе из рощи Потоцки[го] ждал неприятный сюрприз - Кривонис укрепился в урочище Горохова Диброва, перекопал дорогу и расставил 10 пушек, прикрывшись крутым оврагом Кривая Балка. Поляки попробовали пойти на прорыв, но склон оврага был крут, земля была вязкой и грязной, пушки застряли, а "кривонисцы" отважно отпуливались сверху. Затем сзади подоспели татары с казаками, и всё быстро закончилось - в плен сдались 8520 жолнеров (на 2520 больше, чем было!) и 80 знатных вельмож, в том числе и сами гетманы Потоцки[й] и Калиновски[й]. Лишь примерно 1500 человек смогли скрыться, преследуемые татарами. Хмельницкому достался весь обоз и 41 пушка. За месяц вот уже вторая вражеская армия была уничтожена с самыми незначительными потерями...
|
</> |