Договор

Тем не менее, у отписки есть и контекст. Контекст неопределенный и, возможно, тревожный. При полном молчании из обоих Кремлей - московского и казанского - договор о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой не был продлен. Его срок истек.
Хорошо это или нет? Смотря с какой стороны. Если говорить об укреплении унитарности государства, давно считающегося федерацией строго формально и совершенно дежурно, то да. Договор между Москвой и Казанью в этом смысле - рудимент той эпохи, когда Ельцин шел напролом к единоличной власти, разрушая СССР путем раскачивания обстановки в самой России. Ему требовалась лояльность региональных элит, и он не нашел ничего лучшего, кроме формулы "Берите суверенитета, сколько проглотите". Сугубо тактически это было неплохое решение, но в долгосрочном плане это, конечно, была катастрофа. После СССР на повестку сразу же встала целостность уже России. Невнятная война в Чечне показала, что даже силой Москва не сумеет удержать страну от распада в случае солидарного решения регионов на самостоятельность. Договоры между центром и регионами стали снова временной подпоркой, удерживающей статус-кво.
Логика подсказывала, что заменой договоров (каждый из которых имел свои индивидуальные особенности - но деваться было некуда) может стать нормальная региональная политика и поиск баланса интересов. При недееспособном с середины 90 годов Ельцине такой поиск был проблематичен, однако приход к власти Путина мог стать его началом. Но не стал.
Путин практически сразу разгромил организационные структуры регионалов в виде федеральной партии "Отечество вся Россия" и в принудительном порядке слил ее с партией федеральной бюрократии "Единство". Чем перевел поиск политических решений в область подковерной аппаратной возни. Вторым шагом стала ликвидация выборности губернаторов. Характерно, что поводом для запуска этого процесса стал теракт в Беслане. И тогда, и сейчас крайне проблематично увидеть связь между поводом и последствиями. Понятно, что связи этой не было и быть не могло, Путин просто воспользовался состоянием шока после теракта, как воспользовался таким же шоком после взрывов домов по городам России. Даже неважно (хотя, конечно, это все равно требует расследования - честного и максимально открытого), были ли все эти теракты организованы самими террористами или их создали те, кто затем и воспользовался ими - слишком уж своевременно они произошли. Важно то, что государственность России по Путину приобрела вполне четкие формы - строгая унитарность, свирепая зачистка любой региональной "вольницы", ликвидация федерализма как такового. Даже вполне травоядный Совет Федерации был переформатирован и полностью перестал быть политической площадкой регионов. Политический разгром федерализма состоялся. Собственно, в рамках созданной системы любой президент, кладя руку на Конституцию и произнося клятву защищать ее, автоматически становился клятвопреступником - практика и дух основного закона находятся в полном противоречии.
В общем, в рамках уничтожения федерализации России прекращение действия договора между двумя Кремлями выглядит логичным и оправданным. Режим личной власти получил дополнительную подпорку. По сути, сегодня уже нет ни одного региона в стране, который юридически имеет право на особое мнение. В рамках бандитских понятий, где ключевым является принцип личной собачьей преданности, безусловно, есть регионы, более равные, чем остальные, но строго формально в июле 17 Россия окончательно превратилась в унитарное государство.
Для столь сложной, большой и неравномерной во всех отношениях страны унитарность имеет смысл только в одном случае - в случае, если федеральный центр имеет программу развития, требующую максимальной мобилизации всего госаппарата и общества. В этом случае на период проведения масштабных реформ развития логика требует концентрации власти и беспрекословного подчинения замыслу всей программы развития. Вполне разумное требование любой антикризисной программы, главной особенностью которой между тем, всегда является ее ограниченность по времени - невозможно поддерживать мобилизационный настрой бесконечно. Уже поэтому унитарность для России - это инструмент, причем инструмент с ограниченным сроком годности и главное, инструмент для проведения очень конкретной работы.
Проблема в том, что криминальная аристократия, захватившая власть в стране, не имеет никакой программы развития. Вообще. Ее программа только в том, чтобы ограбить страну как можно больше. Ничего другого они все равно делать не умеют. И поэтому унитарность страны сразу же превращается в инструмент не развития, а наоборот, прямо противоположной задачи - сохранения существующего статус-кво. В рамках этой задачи развитие становится злом, причем злом, которое получает даже юридическое оформление в виде угрозы национальной безопасности. Это не шутка: в принятых недавно основах экономической безопасности, к примеру, развитие энергосберегающих технологий признано угрозой национальной безопасности страны. Для России и ее будущего это, конечно, абсурд, но для правящей клептократии, сидящей на торговле ресурсами, это как раз наоборот - очень логично.
Но возвращаясь к договору между Кремлями. Сам по себе такой договор, да еще заключенный только с одним регионом, конечно, не выход и не решение. Однако в контексте уничтожения федерального устройства страны даже такой костыль позволяет хоть как-то, но удерживать очень влиятельный и сильный (в том числе сильный и благодаря действующему два десятилетия договору о разграничении полномочий) регион от сепаратизма. Теперь у федерального центра нет никаких вариантов: он обязан начать погром татарстанской вольницы, уничтожение ее экономики, низведение региона из статуса донора в привычное для современной России состояние региона-должника. В противном случае база сепаратизма будет существовать, и в случае малейшего колебания в Москве Татарстан станет локомотивом распада страны - у него теперь нет ни малейших причин уважать интересы центральной власти.
Как именно будет происходяить такой погром, сказать сложно. История с показательным уничтожением "Татфондбанка" говорит, что наиболее эффективным будет удар по финансовой самостоятельности региона. Татарстан в условиях криминального беспредела путинской эпохи (а до того - ельцинской "семибанкирщины") был вынужден создавать замкнутую на себя экономику по принципу чеболей или дзайбацу - финансово-промышленного конгломерата, сформированного вокруг крупных региональных банков. Именно банковская система Татарстана является его слабым местом, так как банки Татарстана владеют пакетами акций всех крупных промышленных предприятий, кредитуют их, а соответственно, предприятия владеют своими долями в этих банках. Уничтожение, к примеру, "Ак Барс Банка" неизбежно поставит всю экономику Татарстана (и без того серьезно покалеченную ударом по "Татфондбанку") на колени и сделает ее лакомой добычей приближенных к Путину олигархов. Путин при этом решит свою личную политическую задачу - ликвидирует очаг "сепаратизма" и разгромит последний независимый региональный клан. То, что не удалось сделать Медведеву, который не сумел полностью решить эту задачу, уволив Лужкова, Рахимова и Шаймиева. Крепость позиций последнего была настолько велика, что он единственный, кто сумел уйти, сохранив за собой право назначения своего преемника. Остальным этого не удалось, их регионы были отданы на кормление пришлым людям.
Возможно, однако, что Кремль (московский) не сумеет провести зачистку Татарстана. Слишком слаб сегодня федеральный центр, вертикаль управления прогнила, неспособность решать системные задачи стала визитной карточкой путинской деспотии. Даже такая локальная задача может стать для нее неподъемной, хотя попытки атак на Татарстан более чем вероятны. Что плохо, так это полная невменяемость и потеря берегов в Москве. Если не удастся решить задачу мирным, классическим рейдерским способом, могут подключиться и более жесткие ходы. В Татарстане вдруг найдут ячейки ИГИЛ, причем в количествах, угрожающих безопасности всей страны, по районам республики начнут челночить антитеррористические группы, мы вдруг столкнемся с терактами и введением зон КТО в разных районах республики. Исключать такого развития ситуации никак нельзя - с устойчивостью личной власти не шутят. Во всяком случае, нет ни малейших иллюзий относительно гуманизма московской власти.
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
Газета.Ru | «Нужны единые правила игры»: Путин выступил на киберконгрессе. LIVE Газета.Ru В Москве стартовал Международный конгресс по кибербезопасности (ICC), на котором выступил президент России Владимир Путин. Руководители крупных зарубежных и отечественных компаний, представители бизнеса и эксперты со всего мира соберутся вместе, чтобы обсудить ... Путин: для цифровой эпохи нужна свобода Путин призвал выработать единые международные правила игры в цифровой сфере Президент Путин назвал борьбу с кибератаками государственной задачей |
RT на русском | Путин: россияне радушно принимают иностранных болельщиков RT на русском Президент России Владимир Путин в ходе встречи с легендами мирового футбола, на которой в том числе присутствовали президент Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино, а также чемпион Европы по футболу и ведущий шоу на RT Петер Шмейхель, заявил ... Путин встретился с легендами мирового футбола в Кремле Владимир Путин встретился с легендами футбола Путин: гости ЧМ-2018 способствовали тому, что многие стереотипы о России рухнули |