Догматика Церкви о невозможности спасения еретиков.

топ 100 блогов sergeylarin04.09.2011 Цит. по “Православное догматическое богословие” под ред. митроп. Макария (Булгакова).


Ҥ 148.
Иисус Христос преподал (всем людям вообще – Л.С.) закон единый (т.е. единственный –Л.С.) спасительный и следовательно, необходимый для достижения жизни вечной.

Эту важную истину:

1) Со всей очевидностью засвидетельствовал Сам Христос Спаситель, а) когда говорил: “Я есть путь, истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, только через Меня” (Иоанн.14,16); это есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и которого послал, Иисуса Христа (Иоанн.17,3); верующий в Сына имеет жизнь, а кто не верует в Сына, не увидит жизни и гнев Божий пребывает на нём (Иоанн.3,36-17,18); Я есть дверь, мною если кто войдёт, спасется (Иоанн.10,9) Я не говорю от Себя, но пославший меня Отец, Тот дал мне заповедь что сказать и возглаголать. И знаем, что заповедь Его – жизнь вечная (Ин.12,49-50) и б) когда повелевая Апостолам: идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари, прибавил: кто будет иметь веру и крестится, спасен будет, а кто не будет иметь веры, осужден будет.
2) Засвидетельствовали после Св. Апостолы, когда а) - учили о Христе: никто не может положить больше положенного основания, которое есть Иисус Христос (1 Кор.3,11) и нет ни в чём другом спасения : нет другого имени под небесами, данного человекам, которым нам подобает спастись (Деян.4, 11-12) или: знаем, что когда Сын Божий придет, то даст нам свет и разум, да познаем Бога Истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе: сей есть Истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоанн 5,20) ; б) называли учение Христа благой вестью спасения нашего (Эф. 1,13), словом, которое может спасти души наши (Иак. 1,21) , силой Божией, которая дана во спасение каждому человеку, Иудею прежде, и эллину (Рим.1,16) и – в) заповедовали Христианам: если и ангел с небес стал бы благовествовать иначе, чем благовествовал вам, анафема да будет (Гал. 1, 8); всякий преступающий и не пребывающий в учении Христовом: Бога не имеет, пребывающий в учении Христовом, тот и Отца и Сына имеет. Если кто приходит к вам и этого учения не приносит, не принимайте его в дом, и не приветствуйте (2 Иоан.9, 10).
3) Исповедовали единогласно все отцы и учители Церкви , называя закон евангельский спасительным учением, спасительным догматом, (Σωτηριον διδαδκαλιον… Euseb. In Ps.XXXII, 8 – Σωτηριον δογμα… Euseb. Demonstr. Evang. 1,5) и утверждая, что без веры в Иисуса Христа , без веры во всё преподанное им учение невозможно спастись никому, нигде и никогда.

(Игнатий Богоносец, К смирнянам, 6 гл.; Иустин Мученик, Апология,2-1; Тертуллиан De carn. Christi , гл.3; Иреней Лионский, против ересей 4,25-1; Златоуст, Гомилии к римлянам, 8-1,4 ; Евсевий Demonstr. Evang. 1,5 к пс.23 ; блаж. Феодорит In hebr. 2-3; блаж.Августин, О граде Божием, 10-25; О Троице 4, 22-27)


Ҥ 168.
Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к Ней.


Основав Свою Церковь Христос Спаситель предуказал Её пространство и объем…

2) Но есть предел..Так, не принадлежат уже к Церкви Христовой:
.. б) еретики, которые хотя не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и извращают ее в основных её догматах. Если мы, или ангел с небес, говорит Апостол Галатам о превращающих благовестие Христово, если кто стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (Гал.1,7-8). Еретика человека, заповедует тот же самый Апостол своему ученику, епископу Титу, после первого и второго вразумления отвращайся, потому что развратился и в самом себе согрешает, будучи самоосужден.(Тит.3,10-11): так не заповедал бы Апостол пастырю поступать с теми, кто ещё принадлежал бы к его стаду. От нас вышли, но не были от нас, пишет апостол Иоанн о еретиках, которых называет антихристами (1 Иоан.2,19), если бы были от нас, пребыли бы с нами. Поэтому с самих апостольских времен отлучены были от Церкви эвиониты, сторонники еретика Керинфа и другие еретики. А потом отлучаемы были на соборах и еретики, появивши-еся в более поздное время. Это же обязательно полагается теми правилами соборов, которыми повелевается снова принимать еретиков в недра Церкви. Подтверждается единодушным учением святых отцов и учителей Церкви, которые называли еретиков вслед за св.апостолами антихристами (Дидим, Толков.на 1 Иоана 2,29), отвергшимися от Христа (Иустин Мученик, Апология 1,26; Киприан Карфагенский, Epist. 52; Амвросий Медиоланский,in Luk.,4,9; -Negat Cristum, qui non omnia,quae Christi sunt confitetur ), недостой-ными самого имени христиан(Тертуллиан, de praescr. haeret .c.37, si enim haeretici suntб christiani esse non possunt; Киприан Карфагенский, “как дьявол – не Христос, хоть и называет себя его именем,так и тот не христианин, кто не держится Евангелия и истинной веры”; Афанасий Великий, против ариан, слово 1,2; Златоуст, Гомилии на апостольские акты, 33,4; Василий Великий, толкование на Пс.48, 7; блаж.Августин, De vera relig.5,9 ), подобным язычникам.(Тертуллиан, De carne Christi, c.15; Златоуст, Гомилии in illud, п.5) .

в) отщепенцы или раскольники, которые, хотя не искажают догматов веры, но не покоряются законной власти, и через это самовольно отделяются от Церкви. Справед-ливость этой мысли видна из слов Спасителя: если кто Церковь не послушает, будет тебе как язычник или мытарь (Матф. 18, 17); из правил I Вселенского соб., которыми предписывалось принимать в Церковь кафаров или новациан, возвращавшихся в ее недра, - а кафары были только раскольники( прав. Васил. Велик. 1,1), из 33-го правила Лаодикийского соб., которым запрещалось с раскольниками даже молиться, и из учения св.отцов, например: (перечисляются: св.Киприан,св.Василий Великий, блаж.Августин, блаж.Иероним)


Когда говорим, что еретики и раскольники не принадлежат к Церкви, - имеем в виду не тех из них, кто держится еретических мнений или раскольничьих в тайне; стараясь внешне принадлежать к Церкви и внешне исполняя её уставы; или тех, кто увлекаются еретическими и раскольничьими мнениями по невежеству без всякой злонамеренности и упорства, т.к. очевидно, что они ни сами себя видимо ещё не отлучили от общества верующих, (хотя, может, уже и отлучены от нас невидимым судом Божьим – таких лучше предоставить суду Того, кто знает все мысли человека, и “испытует сердца и утробы”).
Имеем в виду еретиков явных, которые уже отделились от Церкви или уже отлучены Ею, и след. Еретиков и раскольников намеренных, упорных и потому в высочайшей степени виновных. Против них-то собственно и направлены изречения св.отцов и учителей Церкви, приведенные нами выше.

Ҥ 170.
Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения.

Необходимое следствие из учения о главнейшей и посредствующей цели Церкви Христовой, это учение о том, что вне Церкви спасения нет… Совершенно понятны должны быть, после этого, слова Спасителя, утверждающие рассматриваемую нами истину: .. а кто не будет иметь веры, осужден будет (М.16,16), не верующий в Сына уже осужден есть (Иоанн.3,18), если кто и Церковь не послушает, будет тебе как язычник и мытарь (Мф.18,17).Так же – изречения св.апостолов, которые называют еретиков учителями лживыми, которые вводят пагубные ереси.. и приводят на себя скорую погибель (2 Петра. 2,1), прельстителями, которым мрак тьмы навеки готовится (Иуд.13), людьми самоосужденными (Тит, 3,11).Наконец – высказывания св. отцов и древних учителей Церкви:
Св.Игнатия Богоносца: “Не обольщайтесь, братья мои, кто следует за творящим раскол, тот не наследует Царства Божия” (Послание к филадельфийцам, гл.3).

Догматика протопресв.М.Помазанского, 20 век.

"Ясное само по себе православное учение о Церкви, покоящееся на Священном Писании и Священном Предании, встречается с иным представлением, распространенным в современном протестантстве и проникающим в православную среду. По этому иному представлению, все наличные разные христианские образования, т. наз. вероисповедания и секты, хотя они и разобщены между собой, все же составляют единую невидимую церковь, поскольку каждая из них исповедует Христа, Сына Божия, и принимает Его евангелие. У этих многочисленных разветвлений христианства нет единения ни внешнего, ни внутреннего — ни с Православной Христовой Церковью, ни между собой: наблюдаемые ныне над исповедные объединения не входят в глубину жизни этих исповеданий, а имеют внешний характер. Термин "невидимая" может относиться только к Небесной Церкви. Церковь на земле, хотя и имеет невидимую сторону, подобно кораблю, часть которого скрыта в воде и невидима для глаз, — однако остается видимой, потому что состоит из людей и имеет видимые формы организации и священнодействий. Поэтому вполне естественно утверждение, что эти религиозные организации являются обществами — "возле", "рядом", "вблизи", может быть даже "при" Церкви, иногда же "против" нее; но они — "вне" единой Церкви Христовой. Одни от них "отмежевались", другие "отошли далеко". Одни, отойдя, все же кровными историческими нитями связаны с ней; другие потеряли родство, в них искажены и сам дух, и самые основы христианства. Все они не находятся под воздействием той благодати, которая присуща Церкви, и особенно той, какая подается в церковных таинствах. Они не питаются от того таинственного стола, который возводит по ступеням нравственного совершенства.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pomazansky/dogmata/90.html

Но есть предел, который если преступят его грешники, то, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия. Так, не принадлежат к ней безбожники и отступники от христианской веры, грешники, сознательно упорные и нераскаянные в грехах (Катих., 9 чл.). Не принадлежат еретики, извращающие основные догматы веры; отщепенцы или раскольники, самовольно отделяющиеся от Церкви (33 правило Лаодикийского собора запрещает молиться с раскольниками).
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pomazansky/dogmata/88.html"


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Женщина возмущается мужчинами, их поведением в случившейся с ней ситуацией. В очереди на кассу у неё рассыпался пакет с покупуками. Как она говорит: "...я бы могла и сама собрать рассыпавшееся. Однако меня возмутило, что я девочка, а рядом мужчины, видят случившиеся и ни один не стал ...
...
Фотожаба на социальную ...
Поцанчеги рисуют. Как умеют - так рисуют! Реальность рисуют. Для нас с вами... Аки dolboeb так прямо и проговаривается - настало время прощаться с деньгами. С баксами то есть. Димон мямлит жеманно: « Мы учимся жить в новой реальности ». slobodin вт ...
ТИПИЧНЫЕ признаки страхового мошенника: -отсутствие независимых свидетелей при страховом случае, -противоречивость сведений о случившемся со стороны заявителя, сообщение о ДТП страховщику происходит не с места ДТП, а через 1-3 дня после. -родственные связи или знакомство участников ДТП ...