добраться до станции или нужна ли национальная идея
gelavasadze — 20.01.2012в блоге уважаемого asharky зашел
разговор о национальной идее, той самой, о которой много говорят
сейчас в России, и время от времени вспоминают у нас. В связи с
этим, лично у меня возник вопрос - нужна ли людям, населяющим
конкретную страну национальная идея и зачем. Но пока
приступим к обсуждению, думаю, есть смысл определится, что такое
национальная идея. По старой инетовской традиции для начала
заглянем в Вики:
Национальная
идея в философии —
систематизированное обобщение
национального самосознания.
Национальная идея определяет смысл существования того или
иного народа, этноса или нации.
Она может выражаться посредством художественных произведений или
различных философских текстов. Национальная идея призвана дать
ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос
истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической
миссии и о смысле существования
если внимательно присмотреться к определению, то
можно легко придти к выводу, что национальная идея, это
определенный набор текстов, согласно которому народ, которому она
принадлежит героический, белый и пушистый, а все вокруг .... Ну не
везет народам с соседями, совсем не везет, причем не везет всем
народам, кто бы ни были соседи. Причем особой вины авторов подобных
текстов нет, попробуйте углубиться в исторические источники на
родном языке, и легко убедитесь, что ваша страна никогда ни
на кого не нападала, всех только и делала, что спасала,
правители, за исключением нескольких уродов, были людьми
достойнейшими, в отличие от правителей соседских стран. У
народов, имеющих письменные исторические документы, созданные до
Рождества Спасителя, к этому добавится осознание того, что твой
народ самый древний, ну а у представителей больших стран, бывших
когда то империями, твердая уверенность в том, что колонизация была
несомненным благом и даже путем спасения колонизированных ими
народов.
Вот такая получается картина. На форуме европейских и азиатских
медиа в Астане Никита Михалков, наряду с замечательным фильмом
"Цитадель", представил документальный фильм, посвященный Ивану
Александровичу Ильину, личности несомненно интересной и
неординарной. Во время просмотра фильма никак не мог отделаться от
чувства, что мне что то пытаются доказать, и только в конце услышал
основную идею фильма - творческое наследие Ильина является
национальной идеей для современной России и фундаментом
евразийства. Тут уж без комментариев, хотя комментарии были, в
основном от армянских, молдавских и казахских коллег. Грузинская
делегация стоически молчала. Повторюсь, Иван Ильин крайне
интересный философ, но он философ своего времени, никакого
отношения к сегодняшней России и, тем более Евразии, не
имеющий.
приведу другой пример, часто говорят, что национальной идеей Грузии
является известная триада Ильи Чавчавадзе : "язык, родина, вера".
Не уверен, что многие из любителей поразмышлять на эту тему,
знакомы с творческим наследием великого Ильи. А между тем, если бы
они обратились к его публицистическим трудам обнаружили бы
интересную вещь, данная триада ничто иное, как слоган для решения
сугубо практических вопросов, стоящих перед грузинами в конце
девятнадцатого века. К числу таких вопросов относится
прежде всего осознание различными этническими группами грузин себя
в качестве единой нации, сопротивление политике царизма в Грузии и
в исторической перспективе создание независимого грузинского
государства.
тут же возникает вопрос, существует ли сегодня национальная идея в
той же Германии, Франции или Греции, список стран можно продолжать.
Не думаю, что Вы найдете в этих и многих других странах внятно
выраженную национальную идею, зато уверен, что вы легко назовете
национальную идею Северной Корее. Кстати, последней национальной
идеей в Германии был нацизм, и чем это закончилось все хорошо
знают. Зато существует вполне определенный императив, который не
просто универсален, но и естественен. Речь идет об императиве
свободы, простирающейся ровно до тех пор, пока свобода одного
индивида не ущемляет свободу другого. Суть любой национальной идеи
сегодня - попытка объяснить людям, что вокруг враги и они пропадут
(как вариант, попадут в рабство), если не сплотят свои ряды
поддерживая тех, кто может их спасти. ну а спасти их может,
конечно, государство.
в завершение хочется привести отрывок из предисловия к русскому
изданию книги Людвига Мизеса "Теория и
история": Мизес на своих лекциях
приводил пример: наблюдение за поведением людей на станции Грэнд
Сентрал в час пик. «Объективный», или «подлинно научный»
бихевиорист, говорил он, будет наблюдать эмпирические события:
например, людей, бесцельно мечущихся взад и вперед в определенное
предсказуемое время дня. И это все, что он узнает. Но истинный
исследователь человеческой деятельности начнет с факта, что любое
человеческое поведение является целеустремленным, и поймет, что
цель состоит в том, чтобы утром добраться из дома до поезда, чтобы
доехать до работы, а вечером, наоборот, и т.д. Не возникает никаких
сомнений, кто из них узнает больше о человеческом поведении, и,
следовательно, кто будет подлинным «ученым».
|
</> |